Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
города Верхняя Тура
(МБОУ «СОШ № 14»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2024
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 14
Жиделева Н.В.
Приказ от 29.08.2023 г.
№ 248/1-ОД
№ 16
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009F0FC09CFCFE4F5AD2B3B60F882CA1CE
Владелец: Жиделева Наталья Валерьевна
Действителен: с 15.01.2024 до 09.04.2025
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
к основной образовательной программе
начального общего образования
Верхняя Тура,
2024
Учебный план начального общего образования (далее - учебный план),
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
нагрузки
обучающихся,
состав
и
структуру
предметных
аудиторной
областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Учебный план разработан в соответствии с:
-
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
-
Законом Свердловской области «Об образовании в Свердловской
области» от 15 июля 2013 № 78-ОЗ.
-
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 286.
-
Федеральной основной образовательной программой начального общего
образования, утверждённой приказом Минпросвещения России от
18.05.2023 № 372.
-
Порядком
деятельности
по
организации
основным
и
осуществления
общеобразовательным
образовательной
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
России от 22.03.2021 № 115.
-
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденными постановлением главного государственного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28.
-
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды
обитания»,
утвержденными
постановлением
государственного санитарного врача России от 28.01.2021.
Главного
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования
и организации образовательной деятельности.
Содержание
образования
при
получении
начального
общего
образования реализуется преимущественно за счѐт учебных курсов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный
подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Объём обязательной части программы начального общего образования
составляет 80%, а объём части, формируемой участниками образовательных
отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, – 20%
от общего объёма.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы
во
всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных организациях, реализующих ООП НОО, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие
предметные области:
1. «Русский язык и литературное чтение»
Включает в себя учебные предметы «Русский язык» и «Литературное
чтение», которые представлены в объеме 5 и 4 часа в неделю соответственно
в 1-4 классах.
2. «Иностранный язык»
Включает в себя учебный предмет «Иностранный язык (английский)»,
который представлен в объеме 2 часа в неделю во 2-4 классах.
3. «Математика и информатика»
Включает в себя учебный предмет «Математика», который представлен
в объеме 4 часа в неделю в 1-4 классах. Достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий, достигается за счет включения тематических модулей в
программы учебных предметов «Математика», «Технология»,
«Изобразительное искусство», «Окружающий мир».
4. «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»
Включает в себя учебный предмет «Окружающий мир», который
представлен в объеме 2 часа в неделю в 1-4 классах.
5. «Основы религиозных культур и светской этики»
Включает в себя учебный предмет «Основы религиозных культур и
светской этики», который представлен в объеме 1 час в неделю в 4 классе.
Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных
учебных модулей по выбору семьи учащегося, ориентированных на запросы
основных мировоззренческих групп, народов России в современном
российском
обществе:
«Основы
православной
культуры»,
«Основы
исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы
светской этики».
6. «Искусство»
Включает в себя учебные предметы «Изобразительное искусство» и
«Музыка» и представлен в объеме 1 час в неделю в 1-4 классах.
7. «Технология»
Включает в себя учебный предмет «Труд (технология)», который
представлен в объеме 1 час в неделю в 1-4 классах.
8. «Физическая культура»
Включает в себя учебный предмет «Физическая культура», который
представлен в объеме 2 часа в неделю в 1-4 классах.
При реализации основной образовательной программы начального
общего образования МБОУ «СОШ № 14» осуществляется деление классов на
две группы при изучении учебного предмета «Иностранный язык» во 2–4-х
классах.
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с
пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на
родном
языке
из
числа
языков
народов
Российской
Федерации,
государственных языков республик Российской Федерации осуществляется
по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних.
Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной
(русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Изучение информатики в 1-4-х классах осуществляется в рамках
учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение
предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий, достигается за счет включения тематических
разделов в программы учебных предметов «Математика», «Окружающий
мир», «Изобразительное искусство», «Труд (технология)».
Учебный предмет «Основы религиозных
культур
и
светской
этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании
заявлений
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся в учебном плане представлен модуль «Основы светской
этики».
При проведении занятий по учебному предмету «Иностранный язык»
(во 2-4-х классах) осуществляется деление классов на группы с учетом норм
по предельно допустимой наполняемости групп.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей,
обучающихся, двигательную активность и направлена на увеличение
учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
предметной области «Физическая культура»:
курс «Здорово быть здоровым!», 1-3 классы (1 час в неделю), дополняет
учебный предмет «Физическая культура», целью которого является
сохранение количества двигательной активности обучающихся и пропаганда
здорового образа жизни, а также воспитание привычек правильного здорового
питания.
Расписание учебных занятий составлено с учётом дневной и недельной
динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности
учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределена
равномерно в течение учебной недели, объём максимально допустимой
нагрузки в течение дня соответствует действующим санитарным правилам и
нормативам.
Во время занятий организован перерыв для гимнастики не менее 2
минут.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися
планируемых
результатов
освоения
программы
начального
общего
образования с учётом обязательных для изучения учебных предметов.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учётом
выбора
участниками
образовательных
отношений
учебных
курсов
внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной
организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии,
походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественнополезных практик и иные формы).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является
неотъемлемой
частью
образовательной
деятельности
в
образовательной организации.
Формы организации образовательной
деятельности, чередование
урочной и внеурочной деятельности при реализации ООП НОО реализуется
в соответствии с локальными актами МБОУ «СОШ № 14».
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок
освоения образовательной программы начального общего
образования. Продолжительность учебного года при получении начального
общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х
классов – 34 недели.
В МБОУ «СОШ № 14» установлена 5-дневная учебная неделя.
Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет не менее
3039 часов и не более 3345 часов в соответствии с требованиями к
организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной
учебной неделе.
Продолжительность учебных четвертей составляет:
- I четверть – 8 учебных недель (для 1–4 классов);
- II четверть – 8 учебных недель (для 1–4 классов);
- III четверть – 10 учебных недель (для 2–4 классов), 9 учебных
недель (для 1 классов);
- IV четверть – 8 учебных недель (для 1–4 классов).
Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование
периодов учебного времени и каникул.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
- в 1 классе – 35 минут (сентябрь – декабрь), 40 минут (январь – май);
- в классах, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ – 40 минут;
- в 2–4 классах – 40–45 минут (по решению образовательной
организации).
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого
класса не превышает продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса,
1,5 часа – для 2 и 3 классов, 2 часа – для 4 класса. Образовательной
организацией осуществляется координация и контроль объёма домашнего
задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами.
Учебный план разработан в соответствии с федеральным учебным
планом Федеральной образовательной программы начального общего
образования (вариант № 1), отражает и конкретизирует основные показатели
учебного плана:
- состав учебных предметов;
- недельное распределение
учебного времени, отводимого на
освоение содержания образования по классам и учебным предметам;
- максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;
- максимальная нагрузка с учётом деления классов на группы;
- план комплектования классов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(пятидневная неделя) на 2024-2025 учебный год
Предметные области
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Учебные предметы
Класс
Количество часов
1
2
3
4
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский)
5
4
5
4
5
4
5
4
20
16
-
2
2
2
6
Математика
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы религиозных
культур и светской этики
-
-
-
1
1
1
1
4
1
1
2
22
1
1
2
23
4
4
8
87
1
0
3
Изобразительное
1
1
искусство
Музыка
1
1
Технология
Труд (технология)
1
1
Физическая культура1
Физическая культура
2
2
ИТОГО
20
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Физическая культура
Здорово быть здоровым!
1
1
Искусство
Итого
Всего часов
Учебные недели
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
5-дневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
План комплектования классов
Количество классов комплектов
Количество обучающихся
Всего
21
693
33
23
782
34
23
782
34
23
782
34
90
3039
135
21
23
23
23
90
2
30
2
36
2
50
2
27
8
143
Учебный предмет «Физическая культура» реализуется за счет учебного плана – 2 часа и в рамках части формируемой
участниками образовательных отношений – 1 час (п.27.12 Федеральная образовательная программа основного общего
образования, утвержденнаяприказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 г. № 993)
1
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Учебный
план
определяет
формы
проведения
промежуточной
аттестации в соответствии с ФОП НОО и Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся МБОУ «СОШ № 14». В 1-м классе промежуточная
аттестация
не
проводится.
Промежуточная
аттестация
обучающихся
проводится, начиная с 2-го класса в конце каждого учебного года по каждому
изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся
проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов
выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном
журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется
промежуточная
оценка,
которая
фиксирует
достижение
предметных
планируемых результатов и универсальных учебных действий. По учебным
предметам
«Русский
язык»,
«Литературное
чтение»,
«Математика»
промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости отметок за
тематические проверочные работы.
Промежуточная
оценка
является
основанием
для
перевода
обучающихся в следующий класс.
Формы промежуточной аттестации представлены в таблице:
Предметы, курсы, модули
Классы
Формы промежуточной аттестации
Русский язык
2-4
Диктант с грамматическим заданием
Литературное чтение
2-4
Проверка техники чтения
Иностранный язык (английский)
2-4
Итоговая контрольная работа
Математика
2-4
Итоговая контрольная работа
Окружающий мир
2-4
Итоговая контрольная работа
Основы религиозных культур и
светской этики
4
Письменный/устный итоговый
контроль
Изобразительное искусство
2-4
Письменный/устный итоговый
контроль
Музыка
2-4
Труд (технология)
2-4
Письменный/устный итоговый
контроль
Письменный/устный итоговый
контроль
Физическая культура
Письменный/устный итоговый
контроль
2-4
План внеурочной деятельности определяет формы организации и
объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими
программы начального общего образования (до 1320 академических часов за
четыре года обучения) с учётом образовательных потребностей и интересов
обучающихся,
запросов
несовершеннолетних
родителей
обучающихся,
(законных
представителей)
возможностей
образовательной
организации.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
начального
общего
образования
с
учётом
выбора
участниками
образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из
перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться
посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения, таких как экскурсии, хоровые студии, секции, круглые столы,
конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы,
общественно полезные практики и другие.
При организации внеурочной деятельности обучающихся могут
использоваться возможности организаций дополнительного образования
(учреждения
культуры,
спорта).
В
целях
организации
внеурочной
деятельности образовательная организация может заключать договоры с
учреждениями дополнительного образования.