Учебный план НОО ЗПР 2024-2025 уч.года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
города Верхняя Тура
(МБОУ «СОШ № 14»)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2024

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 14
Жиделева Н.В.
Приказ от 29.08.2023 г.
№ 248/1-ОД

№ 16

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009F0FC09CFCFE4F5AD2B3B60F882CA1CE
Владелец: Жиделева Наталья Валерьевна
Действителен: с 15.01.2024 до 09.04.2025

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
(с задержкой психического развития варианты 7.1 и 7.2)

Верхняя Тура,
2024

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы
промежуточной аттестации обучающихся.
На ступени начального общего образования в 1-4 классах реализуется федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования для
обучающихся с ОВЗ.
Учебный план МБОУ «СОШ № 14», реализующего адаптированные основные
общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее ОВЗ) формируется в соответствии с:
•
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях". Опубликовано 16 марта 2011 г.
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
"Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья"».
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г.
№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011г.№
2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
•
Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г № 1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Учебный план начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант
7.2) является структурным компонентом основной образовательной программы начального

общего образования МБОУ «СОШ № 14».
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет.
Продолжительность учебной недели в МБОУ «СОШ № 14» в течение всех лет обучения 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья, обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года в 1 и 1 дополнительном классах составляет 33
недели, во 2-4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся 1
и 1 дополнительного классов устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Учебный год в образовательной организации длится согласно календарному
учебному графику. Для профилактики переутомления обучающихся в календарном
учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени
и каникул.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в
течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов – не превышает 4 уроков и 1 день в неделю – не
более 5уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков.
Основная форма обучения, реализуемая в школе – классно-урочная;
•
По направлению врача-психиатра и заключению медицинской комиссии
может быть предоставлено обучение на дому;
•
Обучение осуществляется по четвертям; в конце каждой четверти
проводится промежуточная аттестация;
•
Режим пятидневной рабочей недели на всех ступенях обучения при
соблюдении требований к организации учебного процесса;
•
Организация обучения в первую смену;
•
Режим работы школы (расписание звонков):

Продолжительность уроков 40 минут, за исключением первого класса.
• Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в
следующих пределах: 2 – 4 классы – до 1,5 часа.
• Расписание уроков составляется общее для обязательных занятий, занятий
внеурочной деятельности, индивидуальных и групповых занятий развивающей
направленности, коррекционных занятий.
Обучение в первых и первых дополнительных классах осуществляется с
соблюдением следующих дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую
смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре
– по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35
минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый);
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий;
обучение в первых классах проводится без домашних заданий;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при
традиционном режиме обучения.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок проводится в
нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки- театрализации, уроки-игры.
Деление классов на группы не осуществляется.
При составлении учебного плана индивидуальные, групповые занятия учитываются
при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно
СанПиН 1.2.3685-21.
Индивидуальное обучение организуется в соответствии с учебным планом
индивидуального обучения.
При реализации образовательных программ используются:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254);
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по
каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных
общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного

пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую
участниками
образовательных
отношений,
учебного
плана
основных
общеобразовательных программ.
Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества
часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным
программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о
порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре».
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся
учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательного
учреждения. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной
деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как
педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических
работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с
учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника.
Учебные предметы учебного плана соответствуют содержанию обучения в
общеобразовательной школе. Учебный план, реализующий федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, включает в себя:
- обязательную часть;
- часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые реализует АООП НОО в МБОУ «СОШ №
14» и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения, отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с ЗПР:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования;
- формирование основ
нравственного
развития
обучающихся, приобщение
их
к
общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
−
личностное
развитие
обучающегося
в
соответствии
с
его
индивидуальностью.
В учебном плане соблюден принцип преемственности в обучении между
начальным и основным общим образованием. Учебный план составлен с учетом
психофизических особенностей детей и направлен на восполнение пробелов
предшествующего развития, на формирование знаний и представлений об окружающем
мире, одновременное развитие речи и умственных операций, на развитие

пространственных представлений и моторики, на нормализацию деятельности в целом,
что
определяет
специфику
адаптированной
образовательной
программы
образовательногоучреждения для детей с задержкой психического развития.
Учащиеся школы обучаются по общеобразовательным программам,
адаптированным с учетом реальных возможностей обучающихся и имеющими
коррекционную направленность обучения, наиболее выраженную на первой ступени
обучения, принятыми на Педагогическом Совете школы и утвержденными приказом
директора школы.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС это образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная
на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы. План внеурочной деятельности является организационным механизмом
реализации основной образовательной программы начального и основного общего
образования и обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей
обучающихся.
План внеурочной деятельности реализуется с учетом психофизических
особенностей, обучающихся с ОВЗ и программами коррекционно- развивающей
направленности. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется совместно
с расписанием уроков.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
Задача промежуточной и итоговой аттестации – определение уровня обученности
и уровня успешности обучающихся, своевременная корректировка программ, форм,
методов обучения.
Формы, методы, порядок промежуточной и итоговой аттестации.
Аттестационные материалы и форма проведения промежуточной и итоговой
аттестации разрабатываются и определяются администрацией и педагогами
методических объединений учителей - предметников.
Промежуточная аттестация проводится во 2-4 классах по всем учебным
предметам по четвертям.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится письменно в виде
контрольных работ по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) и
математике (контрольная работа), тестовых работ по всем остальным предметам в
соответствии с рабочей программой по предмету.
Промежуточная аттестация в 1-4 классах проводится в последние 2 недели
учебного года.
Итоговые контрольные работы проводятся не позднее, чем за 2 недели до
окончания учебного года.
Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются, за исключением
обучающихся, имеющих рекомендации повторного обучения ТПМПК.
В МБОУ «СОШ № 14» действует 5-балльная шкала отметок: «5»-отлично,
«4»-хорошо, «3» -удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно.
Текущие, итоговые промежуточные и итоговые годовые результаты учеников 2-4
классов оцениваются по 5-ой балльной системе: «5», «4», «3», «2».
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы,
взаимодополняющие друг друга: стандартизированные письменные и устные работы,
проекты, практические работы, творческие работы, наблюдение…
Школа определяет следующие формы контроля: текущий контроль,
промежуточный контроль, годовой контроль.

Годовая отметка выставляется на основании четвертных отметок по предмету.
Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется при положительных
итоговых оценках.
Учебный план начального общего образования, реализующего адаптированные
основные общеобразовательные программы (для обучающихся сзадержкой психического
развития вариант 7.2)
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей, обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР). Коррекционно- развивающая область включена в
структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития
обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих АООП
НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и/или физическом развитии;
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой
недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарногигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательном учреждении.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС начального
общего образования обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной
деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями (логопедическими и психо-коррекционными) и ритмикой,
направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в
современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для
индивидуальных и групповых занятий их количественное соотношение, содержание
может осуществляться образовательным учреждением самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей, обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций
ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционноразвивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают

участие все педагогические работники образовательного учреждения (учителядефектологи, учителя групп продленного дня, воспитатели, учителя-логопеды,
педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и
др.), так же и медицинские работники.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения
индивидуальных потребностей, обучающихся с ОВЗ и в сумме, составляет 10 часов в
неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию
обязательных занятий коррекционной направленности, остальные – используется на
внеурочную деятельность по различным ее направлениям.
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество
учебных занятий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не должен
превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной
нагрузки обучающихся с ОВЗ, установленной СанПиН 1.2.3685-21.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, учитывается при определении
объёмов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной
образовательной программы.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
НООопределяет образовательное учреждение.
В части формируемой участниками образовательных отношений в предметной
области «Филология» в учебном плане в 3-4 классах 1 час в неделю, используется на
изучение курса «Английский с удовольствием». Во 2-4 классах 1 час в неделю на
изучение предмета этой же предметной области «Внеклассное чтение». В предметной
области «Физическая культура» во 2 классе введен курс «Здорово быть здоровым!» 1 час
в неделю.
В учебный план IV класса включен учебный предмет «Основы религиозных
культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) (всего 34 часа). Выбор модуля, изучаемого в
рамках ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями)
обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными
заявлениями родителей. На основании произведенного выбора сформированы учебные
группы внезависимости от количества обучающихся в каждой группе.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях. Коррекционно-развивающие
занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные
коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за
счет введения первого дополнительного класса. Вариант 7.2 предназначен для
образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития
несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально
в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и
других
познавательных
процессов,
умственной
работоспособности
и
целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение
школьных норм и школьную адаптацию в целом.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО АООП НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКГО РАЗВИТИЯ
Предметная
область
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство

Технология
Физическая
культура

(Вариант 7.2)
Учебные предметы
Кол-во часов в неделю
1-1(доп)
2
3

4

Русский язык
Литературное чтение

5
4

5
4

4
4

4
3

Иностранный язык
(английский)
Математика

0

0

1

1

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

Основы религиозных
культур и
светской этики

0

0

0

1

Музыка

1

1

1

1

Изобразительное
искусство
Труд (технология)

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

21

21

1
1
0
23

1
1
0
23

1
2
1
27

1
2
1
27

Физическая культура
3
3
(Адаптивная физическая
культура)
Итого
21
21
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Внеклассное чтение
0
1
«Английский с удовольствием»
0
0
Здорово быть здоровым!
0
1
Итого
21
23
Внеурочная деятельность
Разговор о важном
1
1
Коррекционно- развивающие занятия (курсы)
2
2
КРЗ Учитель
1
1
Итого
25
27

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО и Положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ № 14».
В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация
обучающихся проводится, начиная с 2-го класса в конце каждого учебного года по
каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся
проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения
тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная
оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и
универсальных

учебных

действий.

По

учебным

предметам

«Русский

язык»,

«Литературное чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется с учетом
степени значимости отметок затематические проверочные работы.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс.
Формы промежуточной аттестации представлены в таблице:
Предметы, курсы, модули

Классы

Формы промежуточной аттестации

Русский язык

2-4

Диктант с грамматическим заданием

Литературное чтение

2-4

Проверка техника чтения

Иностранный язык (английский)

2-4

Итоговая контрольная работа

Математика

2-4

Итоговая контрольная работа

Окружающий мир

2-4

Итоговая контрольная работа

4

Письменный/устный итоговый контроль

Основы религиозных культур и
светской этики

Письменный/устный итоговый
контроль

Изобразительное искусство

2-4

Музыка

2-4

Письменный/устный итоговый контроль

Технология

2-4

Письменный/устный итоговый контроль

Физическая культура

2-4

Письменный/устный итоговый контроль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».