167. Федеральный учебный план основного общего образования.
167.1. Федеральный учебный план образовательных организаций,
реализующих образовательную программу основного общего образования
(далее – федеральный учебный план), обеспечивает реализацию требований
ФГОС ООО, определяет общие рамки отбора учебного материала,
формирования
перечня
результатов
образования
и
организации
образовательной деятельности.
167.2. Федеральный учебный план:
фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и
время, отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам.
167.3. Федеральный учебный план обеспечивает преподавание и
изучение
государственного
языка
Российской
Федерации,
а
также
возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов
Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка,
государственных языков республик Российской Федерации. В случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере
образования, предоставляет возможность обучения на государственных
языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков
народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также
устанавливает количество занятий.
167.4. Вариативность содержания образовательных программ основного
общего образования реализуется через возможность формирования программ
основного
общего
образования
различного
уровня
сложности
и
направленности с учетом образовательных потребностей и способностей
обучающихся, включая одаренных детей и детей с ОВЗ.
167.5. Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной
части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
167.5.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной
программе государственную аккредитацию образовательных организаций,
реализующих образовательную программу основного общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
167.5.2. Часть федерального учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных
предметов,
с
целью
удовлетворения
различных
интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а
также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные
потребности обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может
быть использовано на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
167.6. В интересах обучающихся с участием обучающихся и их семей
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируется
индивидуальная
(содержание учебных
траектория
предметов,
курсов,
развития
обучающегося
модулей, темп
и
формы
образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
167.7. Каждая образовательная организация самостоятельно определяет
режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом
законодательства Российской Федерации.
167.8. Продолжительность
учебного
года
основного
общего
образования составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не
может составлять менее 5058 академических
часов и более 5848
академических часов. Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах
при 5-дневной учебной неделе и 34 учебных неделях составляет 29, 30 и 32
часа соответственно. Максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классах
составляет 33 часа. При 6-дневной учебной неделе в 5, 6, 7 классах – 32, 33, 35
часов соответственно, в 8 и 9 классах – 36 часов.
167.9. Продолжительность учебных периодов составляет в первом
полугодии не более 8 учебных недель; во втором полугодии – не более 10
учебных недель. Наиболее рациональным графиком является равномерное
чередование периода учебного времени и каникул. Продолжительность
каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
167.10. Продолжительность
урока
на уровне
основного
общего
образования составляет 40-45 минут. Для классов, в которых обучаются дети
с ОВЗ, – 40 минут. Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не
менее 2 минут.
167.11. Для основного общего образования представлены шесть
вариантов федерального учебного плана:
варианты № 1 – № 3 – для образовательных организаций, в которых
обучение ведется на русском языке для 5-дневной и 6-дневной учебной недели
(1-й и 2-й варианты), а также с учетом изучения второго иностранного языка
(3-й вариант);
Вариант № 1
Федеральный недельный учебный план основного общего образования для 5-дневной учебной
недели
Предметные области
Обязательная часть
Русский язык и литература
Иностранные языки
Учебные предметы классы
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Количество часов в неделю
V
VI
VII VIII
IX Всег
о
5
3
3
6
3
3
4
2
3
3
2
3
3
3
3
21
13
15
Математика и информатика
Общественно-научные
предметы
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
5
2
Обществознание
География
Естественнонаучные
предметы
5
1
2
3
2
1
1
2
3
2
1
1
2
3
2
1
1
2
10
9
6
3
3
10
1
1
1
1
4
1
2
2
2
8
2
2
3
7
2
2
4
2
2
7
Физика
Химия
Биология
1
1
Основы духовнонравственной культуры
народов России
Основы духовнонравственной культуры
народов России
1
1
Искусство
Изобразительное искусство
1
1
1
Музыка
1
1
1
1
Технология
Труд (технология)
2
2
2
1
1
8
Основы безопасности и
защиты Родины
Основы безопасности и
защиты Родины
1
1
2
Физическая культура
Физическая культура
1
2
3
4
2
2
2
2
2
10
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Учебные недели
27
2
29
1
30
2
31
2
32
1
149
8
34
34
34
34
34
34
Всего часов
986 1020 1088 1122 1122 5338
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 529
дневной неделе) в соответствии с санитарными правилами
и нормами
30
32
33
33
157
Вариант № 2
Федеральный недельный учебный план основного общего образования для 6-дневной учебной
недели
Предметные области
Учебные
предметы классы
Количество часов в неделю
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
Иностранный
язык
Математика
3
3
2
2
3
13
3
3
3
3
3
15
5
5
Алгебра
3
3
3
9
Геометрия
Вероятность и
статистика
2
2
2
6
1
1
1
3
Информатика
1
1
1
3
2
2
2
2
10
1
1
1
1
4
1
2
2
2
8
2
2
2
2
3
2
2
7
4
7
История
Общественно-научные
предметы
2
Обществознание
География
1
Естественнонаучные
предметы
Основы духовнонравственной культуры
народов России
Искусство
Технология
Основы безопасности и
защиты Родины
Физическая культура
10
Физика
Химия
Биология
Основы духовнонравственной
культуры
народов России
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд
(технология)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
8
1
1
2
2
Основы
безопасности и
защиты Родины
Физическая
культура
3
4
3
3
3
3
3
15
Итого
28
30
31
32
33
154
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
4
3
4
4
3
18
Учебные недели
Всего часов
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 6-дневной неделе) в
соответствии с санитарными правилами и
нормами
34
34
34
34
34
1088 1122 1190 1224 1224
32
33
35
36
36
34
5848
172
167.12. При реализации вариантов № 1, № 3 – № 6 федерального
учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2,
третий час рекомендуется реализовывать образовательной организацией за
счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений,
внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися
спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование
учебных модулей по видам спорта.
167.13. (утратил силу)
167.14. В
государственных
и
муниципальных
образовательных
организациях, расположенных на территории республики Российской
Федерации, может вводиться изучение государственных языков республик
Российской Федерации в соответствии с законодательством республик
Российской Федерации. Изучение родных языков из числа языков народов
Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации следует организовать на основе федеральных рабочих программ по
родным языкам и родной литературе.
167.15. В
образовательных
организациях
республик
Российской
Федерации, в которых введено преподавание и изучение государственных
языков республик Российской Федерации, распределение часов предметной
области «Родной язык и родная литература» учебного плана осуществляется с
учетом
законодательства
данных
субъектов
Российской
Федерации
(преподавание и изучение государственных языков республик Российской
Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению
государственного языка Российской Федерации).
167.16. При проведении занятий по родному (нерусскому) языку из
числа языков народов Российской Федерации в общеобразовательных
организациях, где наряду с русским языком изучается родной (нерусский)
язык, осуществляется деление класса на две и более группы при наличии
потребности в изучении нескольких родных языков народов Российской
Федерации, государственных языков республик, деление класса на две группы
с учетом уровней владения родным языком (владеющие и не владеющие).
167.17. Изучение
второго
иностранного
языка
из
перечня,
предлагаемого образовательной организацией, осуществляется по заявлениям
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и при наличии возможностей организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
167.18. Федеральный недельный учебный план является ориентиром
при разработке учебного плана образовательной организации, в котором
отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана:
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение
содержания образования по классам и учебным предметам;
максимально
допустимая
недельная
нагрузка
обучающихся
и
максимальная нагрузка с учетом деления классов на группы;
план комплектования классов.
167.19. Учебный план образовательной организации может также
составляться в расчете на весь учебный год или иной период обучения,
включая различные недельные учебные планы с учетом специфики
календарного учебного графика образовательной организации. Учебные
планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели.
Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики
реализуемых образовательных программ и наименований образовательных
организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным
изучением отдельных предметов и другие).
167.20. Учебный план определяет формы проведения промежуточной
аттестации отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с
порядком, установленным образовательной организацией.
167.21. Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для
каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 2 часа
– для 5 класса, 2,5 часа – для 6-8 классов, 3,5 часа – для 9-11 классов.
Образовательной организацией осуществляется координация и контроль
объёма домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в
соответствии с санитарными нормами.
168. Федеральный календарный учебный график.
168.1. Организация образовательной деятельности осуществляется по
учебным четвертям. Каждая образовательная организация самостоятельно
определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом
законодательства Российской Федерации.
168.2. Продолжительность учебного года при получении основного
общего образования составляет 34 недели.
168.3. Учебный год в образовательной организации начинается 1
сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае
учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.
168.4. Учебный год в образовательной организации заканчивается 26
мая. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный
год заканчивается в предыдущий рабочий день. Для 9 классов окончание
учебного года определяется ежегодно в соответствии с расписанием
государственной итоговой аттестации.
168.5. С
целью
профилактики
переутомления
в
федеральном
календарном учебном графике предусматривается чередование периодов
учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять
не менее 7 календарных дней.
168.6. Продолжительность учебных четвертей составляет: I четверть – 8
учебных недель (для 5–9 классов), II четверть – 8 учебных недель (для 5–9
классов), III четверть – 11 учебных недель (для 5–9 классов), IV четверть – 7
учебных недель (для 5–9 классов).
168.7. Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) – 9 календарных дней (для
5–9 классов);
по окончании II четверти (зимние каникулы) – 9 календарных дней (для
5–9 классов);
по окончании III четверти (весенние каникулы) – 9 календарных дней
(для 5–9 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) – не менее 8 недель.
168.8. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.
168.9. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее
10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) – 20-30 минут. Вместо
одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две
перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность
перемены
между
урочной
и
внеурочной
деятельностью должна составлять не менее 20-30 минут, за исключением
обучающихся с ОВЗ, обучение которых осуществляется по специальной
индивидуальной программе развития.
168.10. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных
предметов, определенной гигиеническими нормативами.
168.11. Образовательная
недельная
нагрузка
распределяется
равномерно в течение учебной недели, при этом объём максимально
допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 5 и 6 классов – не более 6 уроков, для обучающихся 79 классов – не более 7 уроков.
168.12. Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не
позднее 19 часов.
168.13. Факультативные
занятия
и
занятия
по
программам
дополнительного образования планируют на дни с наименьшим количеством
обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных)
занятий
и
последним
уроком
необходимо
организовывать
перерыв
продолжительностью не менее 20 минут.
168.14. Календарный учебный график образовательной организации
составляется с учётом мнений участников образовательных отношений,
региональных
учреждений
и
этнокультурных
культуры
региона
традиций,
и
плановых
определяет
мероприятий
чередование
учебной
деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении
образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным
периодам учебного года.
168.15. При
составлении
календарного
учебного
графика
образовательная организация может использовать организацию учебного года
по триместрам. При этом наиболее рациональным графиком является
равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года
– 5-6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами.
169. План внеурочной деятельности.
169.1. Внеурочная
деятельность
направлена
на
достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
(личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах,
отличных от урочной.
169.2. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной
частью основной общеобразовательной программы.
169.3. План внеурочной деятельности представляет собой описание
целостной системы функционирования образовательной организации в сфере
внеурочной деятельности и может включать в себя:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной
программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в
том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с
целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом
развитии
этнокультурные
и
совершенствовании,
интересы,
особые
а
также
учитывающие
образовательные
потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2) внеурочную
грамотности
финансовой)
деятельность
(читательской,
обучающихся
по
формированию
математической,
(интегрированные
функциональной
естественнонаучной,
курсы,
метапредметные
кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на
реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных
практик (в том числе волонтёрство), включая общественно полезную
деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций,
формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование возможностей организаций дополнительного образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса,
занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и
социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики
региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических
сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов,
разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых
и юношеских общественных объединений, организаций и других;
6) внеурочную
обеспечение
деятельность,
учебной
направленную
деятельности
на
организационное
(организационные
собрания,
взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации
образовательной программы и другие);
7) внеурочную
деятельность,
направленную
на
организацию
педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных
образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
8) внеурочную
благополучия
деятельность,
обучающихся
в
направленную
пространстве
на
обеспечение
общеобразовательной
организации (безопасности жизни и здоровья обучающихся, безопасных
межличностных
отношений
в
учебных
группах,
профилактики
неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты
обучающихся).
169.4. Для достижения целей и задач внеурочной деятельности
используется все многообразие доступных объектов отечественной культуры,
в том числе наследие отечественного кинематографа.
Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в
качестве дидактического материала при реализации курсов внеурочной
деятельности, так и быть основой для разработки курсов внеурочной
деятельности, посвященной этому виду отечественного искусства.
169.5. Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов,
выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на
уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год – не более
350 часов.
169.6. Величина недельной образовательной нагрузки (количество
занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за
пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися
учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки
обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой
через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2
количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может
реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным
пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе
загородных детских центров, в походах, поездках и другие).
При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной
деятельности могут отличаться:
на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия
физической культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно – от
2 до 4 часов;
на внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности – от 1 до 2 часов;
на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся еженедельно от 1 до 2 часов;
на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия
целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при
подготовке и проведении коллективных мероприятий в классе или
общешкольных мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20
часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной
деятельности);
на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление
педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их
благополучия еженедельно – от 2 до 3 часов.
169.7. Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10
часов в неделю.
169.7.1. Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное
занятие «Разговоры о важном».
169.7.2. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на
развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой
культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть
направлены на формирование соответствующей
личности
обучающегося,
необходимой
ему
для
внутренней
позиции
конструктивного
и
ответственного поведения в обществе.
169.7.3. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» –
разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием
родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам.
169.8. При реализации плана внеурочной деятельности должна быть
предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся.
169.9. В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной
образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную
деятельность, может изменяться. В 5 классе для обеспечения адаптации
обучающихся к изменившейся образовательной ситуации может быть
выделено больше часов, чем в 6 или 7 классе, либо в 8 классе – в связи с
организацией предпрофильной подготовки. Выделение часов на внеурочную
деятельность может различаться в связи с необходимостью преодоления
противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином
ученическом коллективе.
169.10. В зависимости от решения педагогического коллектива,
родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в
образовательной организации могут реализовываться различные модели
плана внеурочной деятельности:
модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности,
когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным
предметам и организационному обеспечению учебной деятельности;
модель
плана
с
преобладанием
педагогической
поддержки
обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве
общеобразовательной организации;
модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и
воспитательных мероприятий.
169.11. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная
организация определяет самостоятельно.
169.12. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать
активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и
групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность,
последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и
исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики),
экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и
другое.
169.13. В зависимости от конкретных условий реализации основной
общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных
особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся
разных классов в пределах одного уровня образования.
169.14. В
целях
реализации
плана
внеурочной
деятельности
образовательной организацией может предусматриваться использование
ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая
организации
дополнительного
направленности,
осуществляющих
деятельность,
профессиональные
образования
лицензированную
соответствующей
образовательную
образовательные
организации,
образовательные организации высшего образования, научные организации и
иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
170. Федеральный календарный план воспитательной работы.
170.1. Федеральный календарный план воспитательной работы является
единым для образовательных организаций.
170.2. Федеральный календарный план воспитательной работы может
быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.
170.3. Образовательные организации вправе наряду с федеральным
календарным планом воспитательной работы проводить иные мероприятия
согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым
направлениям воспитания и дополнительного образования детей.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности
в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день
музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных
обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской
блокады; День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти»
Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских
войск в Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за
пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией;
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их
пособниками в годы Великой Отечественной войны.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
Вторая суббота августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.