IV Организационный раздел

131. Федеральный учебный план среднего общего образования.
131.1. Федеральный учебный план – документ, который определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных
видов учебной деятельности1[1].
131.2. Федеральный учебный план образовательных организаций,
реализующих образовательную программу среднего общего образования
(далее – федеральный учебный план), обеспечивает реализацию требований
ФГОС СОО, определяет общие рамки отбора учебного материала,
формирования

перечня

результатов

образования

и

организации

образовательной деятельности.
131.3. Федеральный учебный план:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и
время, отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам.
131.4. Федеральный учебный план обеспечивает преподавание и
изучение

государственного

языка

Российской

Федерации,

а

также

возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов
Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка,
государственных языков республик Российской Федерации. В случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере
образования, предоставляет возможность обучения на государственных
языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков
народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также
устанавливает количество занятий.
131.5. Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной
части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
1[1] Пункт 22 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

131.5.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной
программе государственную аккредитацию образовательных организаций,
реализующих образовательную программу среднего общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
131.5.2. Часть федерального учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных

предметов,

с

целью

удовлетворения

различных

интересов

обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а
также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные
потребности обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может
быть использовано на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
131.6. В интересах обучающихся, с участием обучающихся и их
родителей

(законных

индивидуальные

учебные

представителей)
планы,

в

могут

рамках

разрабатываться

которых

формируется

индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных
предметов, курсов, модулей, темп и формы образования).
131.7. Учебный план определяет количество учебных занятий за 2
года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2516 часов (не

более 37 часов в неделю).
131.8. Федеральный учебный план
Предметная область

Учебный предмет

Уровень изучения

(учебный курс)

предмета
базовый

углубленн
ый

Русский язык
и литература
Родной язык и родная
литература
Иностранные языки

Русский язык

Б

Литература

Б

Родной язык

Б

Родная литература

Б

Иностранный язык

Б

У

У

Второй иностранный язык Б
Общественно-научные
предметы

Математика
и информатика
Естественно-научные
предметы

Основы

История

Б

У

Обществознание

Б

У

География

Б

У

Математика

Б

У

Информатика

Б

У

Физика

Б

У

Химия

Б

У

Биология

Б

У

безопасности Основы

и защиты Родины

безопасности Б

и защиты Родины

Физическая культура

Физическая культура

Б

Индивидуальный проект
Дополнительные учебные предметы, курсы
по выбору обучающихся
131.9. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный
учебный план должны содержать не менее 13 учебных предметов («Русский
язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика»,
«История»,

«Обществознание»,

«Биология»,

«Физическая

«География»,
культура»,

«Физика»,

«Основы

«Химия»,

безопасности

жизнедеятельности») и предусматривать изучение не менее 2 учебных
предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения
предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
131.10. В

интересах

обучающихся

и

их

родителей

(законных

представителей) в учебный план может быть включено изучение 3 и более
учебных предметов на углубленном уровне. При этом образовательная
организация самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на
изучение учебных предметов.
131.11. Федеральный

учебный

план

обеспечивает

в

случаях,

предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации в
области образования, возможность изучения государственных языков
республик Российской Федерации из числа языков народов Российской
Федерации. Изучение родного языка и родной литературы осуществляется по
заявлениям

обучающихся,

несовершеннолетних

родителей

обучающихся

и

(законных
при

представителей)

наличии

возможностей

организации, осуществляющей образовательную деятельность.
131.12. Изучение
предлагаемого
деятельность,

второго

организацией,
осуществляется по

иностранного

языка

осуществляющей
заявлениям

из

перечня,

образовательную

обучающихся,

родителей

(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии
возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
131.13. Образовательная

организация

обеспечивает

реализацию

учебных планов одного или нескольких профилей обучения: естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, технологического,
универсального.
131.14. При реализации вариантов федерального учебного плана
естественно-научного,

гуманитарного,

социально-экономического,

технологического, количество часов на физическую культуру составляет 2,
третий час рекомендуется реализовывать образовательной организацией за
счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений,
внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися
спортивных секций школьных спортивных клубов, включая использование
учебных модулей по видам спорта.
131.15. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение
обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект
выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя
(тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых
учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности:
познавательной,

практической,

учебно-исследовательской,

социальной,

художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется
обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени,
специально отведенного учебным планом.
131.16. Допускается включение в учебный план времени, отведенного в
первую

очередь

на

конструирование

выбора

обучающегося,

его

самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов. Могут
быть выделены часы на консультирование с тьютором, психологом, учителем,
руководителем образовательной организации.
131.17. Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для
каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 3,5

часа. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль
объёма домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в
соответствии с

Гигиеническими

нормативами

и

Санитарно-

эпидемиологическими требованиями.
131.18. В учебном плане могут быть также отражены различные формы
организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в
соответствии с методическими системами и образовательными технологиями,
используемыми образовательной организацией.
131.19. Для формирования учебного плана профиля необходимо:
1) определить профиль обучения;
2) выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей,
предметы на базовом уровне. Включить в план не менее двух учебных
предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность
образования в данном профиле;
3) дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами);
4) подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных
предметов, выбранных в пп. 2 и 3. Если полученное число часов меньше
времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить
учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом
или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение
выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля
дополнительными учебными предметами, курсами по выбору обучающихся;
5) если суммарное число часов больше или равно минимальному числу
часов, но меньше максимально допустимого (2516 часов), то образовательная
организация может завершить формирование учебного плана, или увеличить
количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план
другие курсы по выбору обучающихся.
131.20. Варианты учебных планов профилей.
При проектировании учебного плана профиля следует учитывать, что
профиль является способом введения обучающихся в ту или иную

общественно-производственную практику; это комплексное понятие, не
ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных
предметов,

изучаемых

на

базовом

или

углубленном

уровне,

ни

образовательным пространством школы. Учебный план профиля строится с
ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом
предполагаемого

продолжения

образования

обучающихся,

для

чего

необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей
(законных представителей).
В предлагаемых вариантах учебных планов профилей математики
(предметная область «Математика и информатика») содержатся три учебных
курса:

«Алгебра и

начала

математического

анализа»,

«Геометрия»,

«Вероятность и статистика».
При этом образовательная организация до 1 сентября 2025 г. может
реализовывать учебный план соответствующего профиля обучения для
обучающихся, принятых на обучение на уровень среднего общего
образования в соответствии с ФГОС СОО.
131.20.1.

Технологический

профиль

ориентирован

на

производственную, инженерную и информационную сферы деятельности,
поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются
учебные предметы и дополнительные предметы, курсы преимущественно из
предметных областей «Математика и информатика» и «Естественно-научные
предметы».
Пример учебного плана технологического (инженерного) профиля (с
углубленным изучением математики и физики) (вариант 1)

Предметная область

Учебный предмет Уровень
(учебный курс)

5-ти дневная

6-ти дневная

неделя

неделя

Количество

Количество

часов в

часов в неделю

неделю
10

11

10

11

класс

класс

класс

класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

Иностранный

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала У

4

4

4

4

информатика

математического

литература
Иностранные языки

язык

анализа
Геометрия

У

3

3

3

3

Вероятность и

У

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

У

5

5

5

5

Химия

Б

1

1

1

1

Биология

Б

1

1

1

1

История

Б

2

2

2

2

Обществознание

Б

2

1,5

2

1,5

География

Б

1

1

1

1

статистика
Информатика
Естественно-научные Физика
предметы

Общественнонаучные предметы

Основы безопасности Основы
и защиты Родины

Б

1

1

1

1

Б

2

2

2

2

безопасности и
защиты Родины

Физическая культура Физическая
культура
Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

33

31,5

33

31,5

1

2,5

4

5,5

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

нагрузка в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка за период

2312

2516

обучения в 10 – 11-х классах в
соответствии с санитарными правилами
и нормами в часах, итого

Пример

учебного

плана

технологического

(информационно-

технологического) профиля (с углубленным изучением математики и
информатики) (вариант 2)

Предметная область

Учебный предмет Уровень

5-ти дневная

6-ти дневная

неделя

неделя

Количество

Количество

часов в

часов в

неделю

неделю

(учебный курс)

10

11

10

11

класс

класс

класс

класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

Иностранный

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала У

4

4

4

4

информатика

математического

литература
Иностранные языки

язык

анализа
Геометрия

У

3

3

3

3

Вероятность и

У

1

1

1

1

У

4

4

4

4

Б

2

2

2

2

Химия

Б

1

1

1

1

Биология

Б

1

1

1

1

История

Б

2

2

2

2

статистика
Информатика
Естественно-научные Физика
предметы

Общественно-

научные предметы

Обществознание

Б

2

1,5

2

1,5

География

Б

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

Б

2

2

2

2

Основы безопасности Основы
и защиты Родины

безопасности и
защиты Родины

Физическая культура Физическая
культура
Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

33

31,5

33

31,5

1

2,5

4

5,5

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

нагрузка в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка за период

2312

2516

обучения в 10 – 11-х классах в
соответствии с санитарными правилами
и нормами в часах, итого

131.20.2. Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы
деятельности, как медицина, биотехнологии и другие. В данном профиле для
изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и

дополнительные

курсы

преимущественно

из

предметных

областей

«Естественно-научные предметы».
Пример учебного плана естественно-научного профиля.
Предметная область

Учебный предмет Уровень

5-ти дневная

6-ти дневная

неделя

неделя

Количество

Количество

часов в

часов в неделю

(учебный курс)

неделю
10

11

10

11

класс

класс

класс

класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

Иностранный

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала Б

2

3

2

3

информатика

математического

литература
Иностранные языки

язык

анализа
Геометрия

Б

2

1

2

1

Вероятность и

Б

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

Б

2

2

2

2

У

3

3

3

3

статистика
Информатика
Естественно-научные Физика
предметы

Химия

Общественнонаучные предметы

Биология

У

3

3

3

3

История

Б

2

2

2

2

Обществознание

Б

2

1,5

2

1,5

География

Б

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

Б

2

2

2

2

Основы безопасности Основы
и защиты Родины

безопасности и
защиты Родины

Физическая культура Физическая
культура
Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

31

29,5

31

29,5

3

4,5

6

7,5

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

нагрузка в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка за период
обучения в 10 – 11-х классах в
соответствии с санитарными правилами
и нормами в часах, итого

2312

2516

131.20.3. Гуманитарный

профиль

ориентирует

на

такие

сферы

деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и
другие. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются
учебные предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык
и литература», «Общественно-научные предметы» и «Иностранные языки».
Пример учебного плана гуманитарного профиля (вариант 1)
Предметная область Учебный предмет Уровен
(учебный курс)

ь

5-ти дневная

6-ти дневная

неделя

неделя

Количество

Количество

часов в неделю часов в неделю
10 класс

11

10 класс

класс

11
класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

У

5

5

5

5

Иностранный

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала Б

2

3

2

3

информатика

математического

литература
Иностранные языки

язык

анализа
Геометрия

Б

2

1

2

1

Вероятность

Б

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

и статистика
Информатика

Естественно-научные Физика
предметы

Общественнонаучные предметы

Б

2

2

2

2

Химия

Б

1

1

1

1

Биология

Б

1

1

1

1

История

Б

2

2

2

2

Обществознание У

4

4

4

4

География

Б

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

Б

2

2

2

2

Основы безопасности Основы
и защиты Родины

безопасности
и защиты Родины

Физическая культура Физическая
культура
Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

31

30

31

30

Часть, формируемая участниками

3

4

6

7

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

образовательных отношений

нагрузка
в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка

2312

2516

за период обучения в 10 – 11-х классах в
соответствии
с санитарными правилами
и нормами в часах, итого
Пример учебного плана гуманитарного профиля (вариант 2)
Предметная область Учебный предмет Уровень
(учебный курс)

5-ти дневная

6-ти дневная

неделя

неделя

Количество

Количество

часов в неделю часов в неделю
10
класс

11

10

11 класс

класс класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

У

5

5

5

5

Иностранный

У

5

5

5

5

Математика и

Алгебра и начала Б

2

3

2

3

информатика

математического

литература
Иностранные языки

язык

анализа
Геометрия

Б

2

1

2

1

Вероятность и

Б

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

статистика
Информатика

Естественно-научные Физика
предметы

Общественнонаучные предметы

Б

2

2

2

2

Химия

Б

1

1

1

1

Биология

Б

1

1

1

1

История

Б

2

2

2

2

Обществознание Б

2

1,5

2

1,5

География

Б

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

Б

2

2

2

2

Основы безопасности Основы
и защиты Родины

безопасности и
защиты Родины

Физическая культура Физическая
культура
Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

31

29,5

31

29,5

3

4,5

6

7,5

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

нагрузка в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка за период
обучения в 10 – 11-х классах в

2312

2516

соответствии с санитарными правилами
и нормами в часах, итого

Пример учебного плана гуманитарного профиля (вариант 3)
Предметная область

Учебный

Уровень

предмет
(учебный курс)

5-ти дневная

6-ти дневная

неделя

неделя

Количество

Количество

часов в

часов в

неделю

неделю

10
класс

11

10

11 класс

класс класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

У

5

5

5

5

Иностранный

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала Б

2

3

2

3

информатика

математического

литература
Иностранные языки

язык

анализа
Геометрия

Б

2

1

2

1

Вероятность и

Б

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

Б

2

2

2

2

статистика
Информатика
Естественно-научные Физика

предметы

Общественнонаучные предметы

Химия

Б

1

1

1

1

Биология

Б

1

1

1

1

История

У

4

4

4

4

Обществознание Б

2

1,5

2

1,5

География

Б

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

Б

2

2

2

2

Основы безопасности Основы
и защиты Родины

безопасности

и

защиты Родины
Физическая культура

Физическая
культура
Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

31

29,5

31

29,5

3

4,5

6

7,5

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

нагрузка в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка за период
обучения в 10 – 11-х классах в
соответствии с санитарными правилами

2312

2516

и нормами в часах, итого
Пример учебного плана гуманитарного профиля (вариант 4)
Предметная
область

Учебный предмет Уровен
(учебный курс)

ь

5-ти дневная

6-ти дневная

неделя

неделя

Количество

Количество

часов в неделю часов в неделю
10 класс

11

10 класс

класс

11
класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала Б

2

3

2

3

информатика

математического

литература

Иностранные языки Иностранный
язык

анализа
Геометрия

Б

2

1

2

1

Вероятность

Б

1

1

1

1

Информатика

Б

1

1

1

1

Физика

Б

2

2

2

2

Химия

Б

1

1

1

1

и статистика

Естественнонаучные предметы

Биология

Б

1

1

1

1

История

У

4

4

4

4

Обществознание У

4

4

4

4

География

Б

1

1

1

1

Основы

Основы

Б

1

1

1

1

безопасности и

безопасности

защиты Родины

и защиты Родины

Физическая

Физическая

Б

2

2

2

2

культура

культура

Общественнонаучные предметы

Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

31

30

31

30

Часть, формируемая участниками

3

4

6

7

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

образовательных отношений

нагрузка
в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка
за период обучения в 10 – 11-х классах
в соответствии
с санитарными правилами

2312

2516

и нормами в часах, итого
Пример учебного плана гуманитарного профиля (вариант 5)
Предметная область Учебный предмет Уровень
(учебный курс)

5-ти дневная

6-ти дневная

неделя

неделя

Количество

Количество

часов в

часов в неделю

неделю
10
класс

11

10

11 класс

класс класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

У

5

5

5

5

Математика и

Алгебра и начала Б

2

3

2

3

информатика

математического

литература

Иностранные языки Иностранный
язык

анализа
Геометрия

Б

2

1

2

1

Вероятность и

Б

1

1

1

1

Информатика

Б

1

1

1

1

Физика

Б

2

2

2

2

Химия

Б

1

1

1

1

статистика

Естественнонаучные предметы

Биология

Б

1

1

1

1

История

У

4

4

4

4

Обществознание Б

2

1,5

2

1,5

География

Б

1

1

1

1

Основы

Основы

Б

1

1

1

1

безопасности и

безопасности

защиты Родины

защиты Родины

Физическая

Физическая

Б

2

2

2

2

культура

культура

Общественнонаучные предметы

и

Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

31

29,5

31

29,5

3

4,5

6

7,5

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

нагрузка в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка за период
обучения в 10 – 11-х классах в
соответствии с санитарными
правилами и нормами в часах, итого

2312

2516

Пример учебного план гуманитарного профиля (вариант 6)
Предметная область

Учебный

Уровен

5-ти дневная

6-ти дневная

предмет

ь

неделя

неделя

Количество

Количество

(учебный курс)

часов в неделю часов в неделю
10 класс

11

10 класс

класс

11
класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

У

5

5

5

5

Математика

Алгебра и начала Б

2

3

2

3

информатика

математического

литература

Иностранные языки Иностранный
язык

анализа
Геометрия

Б

2

1

2

1

Вероятность

Б

1

1

1

1

Информатика

Б

1

1

1

1

Физика

Б

2

2

2

2

Химия

Б

1

1

1

1

Биология

Б

1

1

1

1

История

Б

2

2

2

2

и статистика

Естественнонаучные предметы

Общественно-

научные предметы

Обществознание У

4

4

4

4

География

Б

1

1

1

1

Основы

Основы

Б

1

1

1

1

безопасности и

безопасности

защиты Родины

и защиты Родины

Физическая

Физическая

Б

2

2

2

2

культура

культура
Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

31

30

31

30

Часть, формируемая участниками

3

4

6

7

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

образовательных отношений

нагрузка
в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка

2312

2516

за период обучения в 10 – 11-х классах
в соответствии
с санитарными правилами
и нормами в часах, итого
131.20.4. Социально-экономический

профиль

ориентирует

на

профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с
обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление,
предпринимательство, работа с финансами и другими. В данном профиле для
изучения

на

углубленном

уровне

выбираются

учебные

предметы

преимущественно из предметных областей «Математика и информатика»,
«Общественно-научные предметы».
Пример учебного плана социально-экономического профиля (вариант 1)
Предметная область

Учебный

Уровен

5-ти дневная

6-ти дневная

предмет

ь

неделя

неделя

Количество

Количество

(учебный курс)

часов в неделю часов в неделю
10 класс

11

10 класс

класс

11
класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала У

4

4

4

4

информатика

математического

литература

Иностранные языки Иностранный
язык

анализа
Геометрия

У

3

3

3

3

Вероятность и

У

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

статистика
Информатика

Естественно-

Физика

Б

2

2

2

2

Химия

Б

1

1

1

1

Биология

Б

1

1

1

1

История

Б

2

2

2

2

Обществознание У

4

4

4

4

География

Б

1

1

1

1

Основы

Основы

Б

1

1

1

1

безопасности и

безопасности

защиты Родины

и защиты Родины

Физическая

Физическая

Б

2

2

2

2

культура

культура

научные предметы

Общественнонаучные предметы

Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

32

31

32

31

Часть, формируемая участниками

2

3

5

6

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

образовательных отношений

нагрузка в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка
за период обучения в 10 – 11-х классах

2312

2516

в соответствии
с санитарными правилами
и нормами в часах, итого
Пример учебного плана социально-экономического профиля (вариант 2)
Предметная область

Учебный

Уровен

5-ти дневная

6-ти дневная

предмет

ь

неделя

неделя

Количество

Количество

(учебный курс)

часов в неделю часов в неделю
10 класс

11

10 класс

класс

11
класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала Б

2

3

2

3

информатика

математического

литература

Иностранные языки Иностранный
язык

анализа
Геометрия

Б

2

1

2

1

Вероятность и

Б

1

1

1

1

Информатика

Б

1

1

1

1

Физика

Б

2

2

2

2

статистика

Естественно-

научные предметы

Химия

Б

1

1

1

1

Биология

Б

1

1

1

1

История

Б

2

2

2

2

Обществознание У

4

4

4

4

География

У

3

3

3

3

Основы

Основы

Б

1

1

1

1

безопасности и

безопасности

защиты Родины

и защиты Родины

Физическая

Физическая

Б

2

2

2

2

культура

культура

Общественнонаучные предметы

Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

31

30

31

30

Часть, формируемая участниками

3

4

6

7

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

образовательных отношений

нагрузка
в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка
за период обучения в 10 – 11-х классах

2312

2516

в соответствии
с санитарными правилами
и нормами в часах, итого
Пример учебного плана социально-экономического профиля (вариант 3 с
углубленным изучением обществознания и географии)
Предметная область

Учебный

Уровен

5-ти дневная

6-ти дневная

предмет

ь

неделя

неделя

Количество

Количество

(учебный курс)

часов в неделю часов в неделю
10 класс

11

10 класс

класс

11
класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала У

4

4

4

4

информатика

математического

литература

Иностранные языки Иностранный
язык

анализа
Геометрия

У

3

3

3

3

Вероятность

У

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

и статистика
Информатика

Естественно-

Физика

Б

2

2

2

2

Химия

Б

1

1

1

1

Биология

Б

1

1

1

1

История

Б

2

2

2

2

Обществознание У

4

4

4

4

География

У

3

3

3

3

Основы

Основы

Б

1

1

1

1

безопасности и

безопасности

защиты Родины

и защиты Родины

Физическая

Физическая

Б

2

2

2

2

культура

культура

научные предметы

Общественнонаучные предметы

Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

34

33

34

33

Часть, формируемая участниками

0

1

3

4

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

образовательных отношений

нагрузка
в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка

2312

2516

за период обучения в 10 – 11-х классах
в соответствии
с санитарными правилами
и нормами в часах, итого

131.20.5. Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на
обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей.
При этом образовательная организация самостоятельно определяет не менее
2 учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне.
Пример учебного плана универсального профиля
Предметная область Учебный предмет Уровень

5-ти дневная

6-ти дневная

неделя

неделя

Количество

Количество

часов в

часов в

неделю

неделю

(учебный курс)

10

11 класс

класс

10

11 класс

класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала Б

2

3

2

3

информатика

математического

литература

Иностранные языки Иностранный
язык

анализа

Геометрия

Б

2

1

2

1

Вероятность и

Б

1

1

1

1

Информатика

Б

1

1

1

1

Физика

Б

2

2

2

2

Химия

Б

1

1

1

1

Биология

Б

1

1

1

1

История

Б

2

2

2

2

Обществознание Б

2

1,5

2

1,5

География

Б

1

1

1

1

Основы

Основы

Б

1

1

1

1

безопасности и

безопасности

защиты Родины

защиты Родины

Физическая

Физическая

Б

3

3

3

3

культура

культура

статистика

Естественнонаучные предметы

Общественнонаучные предметы

и

Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

28

26,5

28

26,5

6

7,5

9

10,5

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

нагрузка в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка за период

2312

2516

обучения в 10 – 11-х классах в
соответствии с санитарными
правилами и нормами в часах, итого
131.20.6. Также

предлагаются

учебные

планы

с

профильной

возможностью, предусматривающие изучение государственных языков
республик Российской Федерации из числа языков народов Российской
Федерации.
Пример учебного плана технологического (инженерного) профиля (с
углубленным изучением математики и физики) с изучением родных языков
Предметная область Учебный предмет Уровень
(учебный курс)

5-ти дневная

6-ти дневная

неделя

неделя

Количество

Количество

часов в

часов в

неделю

неделю

10
класс

11

10

11 класс

класс класс

Обязательная часть
Русский язык и
литература
Родной язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

Родной язык

Б

1

2

2

2

родная литература

Родная

Б

1

1

литература
Иностранные языки Иностранный

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала У

4

4

4

4

информатика

математического

язык

анализа
Геометрия

У

3

3

3

3

Вероятность и

У

1

1

1

1

Информатика

Б

1

1

1

1

Физика

У

5

5

5

5

Химия

Б

1

1

1

1

Биология

Б

1

1

1

1

История

Б

2

2

2

2

Обществознание Б

2

1,5

2

1,5

География

Б

1

1

1

1

Основы

Основы

Б

1

1

1

1

безопасности и

безопасности

защиты Родины

защиты Родины

Физическая

Физическая

Б

2

2

2

2

культура

культура

статистика

Естественнонаучные предметы

Общественнонаучные предметы

и

Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

34

33,5

36

34,5

0

0,5

1

2,5

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

нагрузка в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка за период

2312

2516

обучения в 10 – 11-х классах в
соответствии с санитарными
правилами и нормами в часах, итого
Пример

учебного

плана

технологического

(информационно-

технологического) профиля (с углубленным изучением математики и
информатики) с изучением родных языков
Предметная область

Обязательная часть

Учебный предмет Уровень

5-ти дневная

6-ти дневная

(учебный курс)

неделя

неделя

Количество

Количество

часов в

часов в

неделю

неделю

10

11

10

класс

класс

класс

11
класс

Русский язык и
литература

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

2

2

Родной язык и родная Родной язык
литература

Б
Б

1

2

1

1

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала У

4

4

4

4

информатика

математического

Родная
литература

Иностранные языки

Иностранный
язык

анализа
Геометрия

У

3

3

3

3

Вероятность и

У

1

1

1

1

У

4

4

4

4

Б

2

2

2

2

Химия

Б

1

1

1

1

Биология

Б

1

1

1

1

История

Б

2

2

2

2

Обществознание

Б

2

1,5

2

1,5

География

Б

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

статистика
Информатика
Естественно-научные Физика
предметы

Общественнонаучные предметы

Основы безопасности Основы
и защиты Родины

безопасности и
защиты Родины

Физическая культура Физическая

Б

2

2

2

2

культура
Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

34

33,5

36

34,5

0

0,5

1

2,5

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

нагрузка в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка за период

2312

2516

обучения в 10 – 11-х классах в
соответствии с санитарными правилами
и нормами в часах, итого
Пример учебного плана естественно-научного профиля с изучением
родных языков
Предметная область Учебный предмет Уровень

5-ти дневная

6-ти дневная

неделя

неделя

Количество

Количество

часов в

часов в

неделю

неделю

(учебный курс)

10
класс

11 класс

10
класс

11 класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

Родной язык

Б

2

2

2

2

Родная

Б

1

1

1

1

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала Б

2

3

2

3

информатика

математического

литература
Родной язык и
родная литература

литература
Иностранные языки Иностранный
язык

анализа
Геометрия

Б

2

1

2

1

Вероятность и

Б

1

1

1

1

Информатика

Б

1

1

1

1

Физика

Б

2

2

2

2

Химия

У

3

3

3

3

Биология

У

3

3

3

3

История

Б

2

2

2

2

Обществознание Б

2

1,5

2

1,5

География

Б

1

1

1

1

Основы

Б

1

1

1

1

статистика

Естественнонаучные предметы

Общественнонаучные предметы

Основы

безопасности и

безопасности

защиты Родины

защиты Родины

Физическая

Физическая

культура

культура

и

Б

2

Индивидуальный

2

1

2

2

1

проект
ИТОГО

34

32,5

34

32,5

0

1,5

3

4,5

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

нагрузка в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка за период

2312

2516

обучения в 10 – 11-х классах в
соответствии с санитарными
правилами и нормами в часах, итого
Пример

учебного

плана

социально-экономического

профиля

с

изучением родных языков
Предметная область

Учебный

Уровен

5-ти дневная

6-ти дневная

предмет

ь

неделя

неделя

Количество

Количество

(учебный курс)

часов в неделю часов в неделю
10 класс

11

10 класс

класс

11
класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

Родной язык

Б

1

2

2

2

Родная

Б

1

1

1

1

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала У

4

4

4

4

информатика

математического

литература
Родной язык и
родная литература

литература
Иностранные языки Иностранный
язык

анализа
Геометрия

У

3

3

3

3

Вероятность

У

1

1

1

1

Информатика

Б

1

1

1

1

Физика

Б

2

2

2

2

Химия

Б

1

1

1

1

Биология

Б

1

1

1

1

История

Б

2

2

2

2

и статистика

Естественнонаучные предметы

Общественно-

научные предметы

Обществознание У

4

4

4

4

География

Б

1

1

1

1

Основы

Основы

Б

1

1

1

1

безопасности и

безопасности

защиты Родины

и защиты Родины

Физическая

Физическая

Б

2

2

2

2

культура

культура
Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

34

34

35

34

Часть, формируемая участниками

0

0

2

3

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

образовательных отношений

нагрузка
в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка

2312

2516

за период обучения в 10 – 11-х классах
в соответствии
с санитарными правилами
и нормами в часах, итого
Пример учебного плана гуманитарного профиля с изучением родных
языков

Предметная область

Учебный

Уровен

5-ти дневная

6-ти дневная

предмет

ь

неделя

неделя

Количество

Количество

(учебный курс)

часов в неделю часов в неделю
10 класс

11

10 класс

класс

11
класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

У

5

5

5

5

Родной язык

Б

2

2

2

2

Родная

Б

1

1

1

1

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала Б

2

3

2

3

информатика

математического

литература
Родной язык
и родная литература

литература
Иностранные языки Иностранный
язык

анализа
Геометрия

Б

2

1

2

1

Вероятность

Б

1

1

1

1

Информатика

Б

1

1

1

1

Физика

Б

2

2

2

2

Химия

Б

1

1

1

1

и статистика

Естественнонаучные предметы

Биология

Б

1

1

1

1

История

Б

2

2

2

2

Обществознание У

4

4

4

4

География

Б

1

1

1

1

Основы

Основы

Б

1

1

1

1

безопасности и

безопасности

защиты Родины

и защиты Родины

Физическая

Физическая

Б

2

2

2

2

культура

культура

Общественнонаучные предметы

Индивидуальный

1

1

проект
ИТОГО

34

33

34

33

Часть, формируемая участниками

0

1

3

4

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

образовательных отношений

нагрузка
в соответствии с действующими
санитарными правилами
и нормами
Общая допустимая нагрузка
за период обучения в 10 – 11-х классах
в соответствии

2312

2516

с действующими санитарными
правилами и нормами в часах, итого
Пример учебного плана универсального профиля с изучением родных
языков
Предметная область

Учебный

Уровень 5-ти дневная

предмет
(учебный
курс)

6-ти дневная

неделя

неделя

Количество

Количество

часов в

часов в

неделю

неделю

10

11

10

класс класс

класс

11 класс

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

Б

2

2

2

2

Литература

Б

3

3

3

3

Б

2

2

2

2

Б

1

1

1

1

Б

3

3

3

3

Математика и

Алгебра и начала Б

2

3

2

3

информатика

математического

2

1

2

1

литература

Родной язык и родная Родной язык
литература

Родная
литература

Иностранные языки

Иностранный
язык

анализа
Геометрия

Б

Вероятность и

Б

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

Б

2

2

2

2

Химия

Б

1

1

1

1

Биология

Б

1

1

1

1

История

Б

2

2

2

2

Обществознание Б

2

1,5

2

1,5

География

Б

1

1

1

1

Б

1

1

1

1

Б

2

2

2

2

статистика
Информатика
Естественно-научные Физика
предметы

Общественнонаучные предметы

Основы безопасности Основы
и защиты Родины

безопасности и
защиты Родины

Физическая культура Физическая
культура
Индивидуальны

1

1

й проект
ИТОГО

30

28,5

30

28,5

4

5,5

7

8,5

Учебные недели

34

34

34

34

Всего часов

34

34

37

37

Максимально допустимая недельная

34

34

37

37

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

нагрузка в соответствии с санитарными
правилами и нормами
Общая допустимая нагрузка за период

2312

2516

обучения в 10 – 11-х классах в
соответствии с санитарными
правилами и нормами в часах, итого

132. Федеральный календарный учебный график.
132.1. Организация образовательной деятельности осуществляется
по учебным четвертям. Каждая образовательная организация самостоятельно
определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом
законодательства Российской Федерации.
132.2. Продолжительность учебного года при получении среднего
общего образования составляет 34 недели.
132.3. Учебный год в образовательной организации начинается 1
сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае
учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.
132.4. Учебный год в образовательной организации заканчивается 26
мая. Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный
год заканчивается в предыдущий рабочий день. Для 11 классов окончание
учебного года определяется ежегодно в соответствии с расписанием
государственной итоговой аттестации.
132.5. С

целью

профилактики

переутомления

в

федеральном

календарном учебном графике предусматривается чередование периодов
учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять
не менее 7 календарных дней.
132.6. Продолжительность учебных четвертей составляет: I четверть –
8 учебных недель; II четверть – 8 учебных недель; III четверть – 11 учебных
недель, IV четверть – 7 учебных недель.
132.7. Продолжительность каникул составляет:

по окончании I четверти (осенние каникулы) – 9 календарных дней;
по окончании II четверти (зимние каникулы) – 9 календарных дней;
по окончании III четверти (весенние каникулы) – 9 календарных дней;
по окончании учебного года (летние каникулы) – не менее 8 недель.
132.8. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.
132.9. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее
10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) – 20-30 минут. Вместо
одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две
перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность

перемены

между

урочной

и

внеурочной

деятельностью должна составлять не менее 20-30 минут, за исключением
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых
осуществляется по специальной индивидуальной программе развития.
132.10. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных
предметов, определенной гигиеническими нормативами.
132.11. Образовательная

недельная

нагрузка

распределяется

равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально
допустимой нагрузки в течение дня составляет для обучающихся 10–11
классов – не более 7 уроков.
132.12. Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не
позднее 19 часов.
132.13. Факультативные

занятия

и

занятия

по

программам

дополнительного образования планируют на дни с наименьшим количеством
обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных)
занятий

и

последним

уроком

необходимо

организовывать

перерыв

продолжительностью не менее 20 минут.
132.14. Календарный учебный график образовательной организации
составляется с учётом мнений участников образовательных отношений,
региональных
организаций

и

этнокультурных

культуры

региона

традиций,
и

определяет

плановых

мероприятий

чередование

учебной

деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении

образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным
периодам учебного года.
132.15. При

составлении

календарного

учебного

графика

образовательная организация может использовать организацию учебного года
по триместрам. При этом наиболее рациональным графиком является
равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года
– 5-6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами.
133. План внеурочной деятельности.
133.1. Под

внеурочной

деятельностью

следует

понимать

образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы (личностных,
метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
133.2. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной
частью основной образовательной программы.
133.3. План

внеурочной

деятельности

является

частью

организационного раздела ООП СОО и представляет собой описание
целостной системы функционирования образовательной организации в сфере
внеурочной деятельности и включает:
план

организации деятельности ученических

обучающихся),

в

том

числе

ученических

сообществ (групп

классов,

разновозрастных

объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений,
организаций (в том числе и в рамках «Российского движения школьников»);
план

реализации

курсов

внеурочной

деятельности

по

выбору

обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные
общества, школьные олимпиады по предметам программы среднего общего
образования).
133.4. Согласно

ФГОС

СОО

через

внеурочную

деятельность

организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализуется
основная образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организация образовательной деятельности при получении

среднего общего образования). В соответствии с планом внеурочной
деятельности

создаются

условия

для

получения

образования

всеми

обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами.
133.5. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность,
за два года обучения на уровне среднего общего образования составляет не
более 700 часов. Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой
через внеурочную деятельность, определяют за пределами количества часов,
отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения
перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки,
реализуемой

через

внеурочную

деятельность,

на

периоды

каникул.

Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в
рамках тематических образовательных программ (лагерь с дневным
пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе
загородных детских центров, в туристских походах, экспедициях, поездках и
другие).
133.6. Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в
течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке
коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и
воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется значительно
больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными
событиями).
133.7. Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10
часов в неделю.
133.8. Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное
занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на
формирование

соответствующей

внутренней

позиции

личности

обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного

поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор
и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием
родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре

и

повседневной

культуре

поведения,

доброжелательным

отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам.
133.9. На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся
еженедельно расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение
учебной

деятельности,

на

обеспечение

благополучия

обучающегося

еженедельно до 1 часа.
133.10. В зависимости от задач на каждом этапе реализации
образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную
деятельность, может изменяться. В 10 классе для обеспечения адаптации
обучающихся к изменившейся образовательной ситуации выделено больше
часов, чем в 11 классе.
133.11. Организация жизни ученических сообществ является важной
составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование
у обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций,
как:
компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения
в

обществе

с

учетом

правовых

норм,

установленных

российским

законодательством;
социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно
значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний
о социальных ролях человека;
компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в
общественно значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ выстраивается:
в

рамках

внеурочной

деятельности

в

ученическом

классе,

общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического
самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях,
созданных в образовательной организации и за ее пределами;
через приобщение обучающихся к общественной деятельности и
школьным

традициям,

производственных,

участие

творческих

обучающихся
объединений,

в

деятельности

благотворительных

организаций;
через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей,
населения;
через благоустройство школы, класса, сельского поселения, города, в
ходе партнерства с общественными организациями и объединениями;
через отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу (включает подготовку личности к общественной жизни);
через отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе,
художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного
мировоззрения);
через трудовые и социально-экономические отношения (включает
подготовку личности к трудовой деятельности).
133.12. По

решению

педагогического

коллектива,

родительской

общественности, интересов и запросов обучающихся и родителей (законных
представителей)

несовершеннолетних

обучающихся

план

внеурочной

деятельности в образовательной организации модифицируется в соответствии
с пятью профилями: естественно-научным, гуманитарным, социальноэкономическим, технологическим, универсальным.
133.13. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне
зависимости от профиля) предполагает:
организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения обучающихся),
участие обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих
коллективных делах образовательной организации;
проведение

ежемесячного

учебного

собрания

по

проблемам

организации учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций

по вопросам организационного обеспечения обучения и обеспечения
благополучия обучающихся в жизни образовательной организации.
В весенние каникулы 10 класса организуются поездки в организации
профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных
планов обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в
рамках часов, отведенных на организацию жизни ученических сообществ,
проводятся

коллективные

обсуждения,

в

ходе

которых

педагогами

обеспечиваются анализ и рефлексия обучающимися собственных впечатлений
о посещении образовательных организаций.
133.14. Вариативный

компонент

прописывается

по

отдельным

профилям.
133.14.1. В рамках реализации естественно-научного профиля в осенние
(зимние) каникулы 10-го класса организуются поездки и экскурсии в
естественно-научные музеи, зоопарки, биопарки, аквариумы, заповедники,
национальные парки и другие. В ходе познавательной деятельности на
вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и
коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10 класса на основе интеграции
с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия
с

научными

и

производственными

организациями

обеспечиваются

профессиональные пробы обучающихся на производстве (приоритет отдается
производствам

естественно-научного

профиля),

подготавливаются

и

проводятся исследовательские экспедиции (например, эколого-биологической
направленности).
Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные
мероприятия,

организуется

подготовка

к

профессиональным

пробам

обучающихся на производстве и к участию в исследовательских экспедициях,
предусматривается подготовка и защита индивидуальных или групповых
проектов.
В каникулярное время (осенние, зимние, весенние каникулы в 11 классе)
предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления

обучающихся, поддержка инициатив обучающихся, в том числе выезды на
природу, туристские походы, поездки по территории России, организация
«зрительского

марафона»

(коллективное

посещение

кинопоказов,

театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение
выставок,

художественных

музеев

с

обязательным

коллективным

обсуждением).
133.14.2. В рамках реализации гуманитарного профиля в осенние
(зимние) каникулы 10 класса организуются поездки и экскурсии в
литературные, исторические музеи, усадьбы известных деятелей культуры;
«зрительские марафоны» (коллективное посещение кинопоказов, театральных
спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок,
художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).
В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных объектах
реализуются

индивидуальные,

групповые

и

коллективные

учебно-

исследовательские проекты обучающихся.
В течение первого полугодия 10 класса осуществляется подготовка к
поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные
мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10 класса на основе интеграции
с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия
с

научными

и

образовательными

организациями

обеспечиваются

профессиональные пробы обучающихся в музеях, библиотеках, организациях
образования и культуры; подготавливаются и проводятся исследовательские
экспедиции

(например,

краеведческой

направленности,

фольклорные,

археологические).
Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные
мероприятия,
обучающихся

организуется
и

к

подготовка

участию

в

к

профессиональным

исследовательских

пробам

экспедициях,

предусматривается подготовка и защита индивидуальных или групповых
проектов

(«проект

профессиональных

проб»

и

«проект

участия

в

исследовательской экспедиции»). В каникулярное время (осенние, весенние

каникулы в 11-м классе) предусматривается реализация задач активного
отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив обучающихся, в
том

числе

выезды

на

природу,

туристские

походы,

поездки

по территории России.
133.14.3. В рамках реализации социально-экономического профиля в
осенние

(зимние)

каникулы

10

класса

организуются

экскурсии

на

производства, в банки, в экономические отделы государственных и
негосударственных организаций. В ходе познавательной деятельности на
вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и
коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение
первого

полугодия

10

класса

осуществляется

подготовка

к экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия,
курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10 класса на основе интеграции
с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия
с

научными

и

производственными

организациями

обеспечиваются

профессиональные пробы обучающихся в социально-экономической сфере
(приоритет отдается структурным подразделениям экономического профиля),
организуются

социальные

практики

(обеспечивающие

пробу

себя

обучающимися в сфере профессиональной коммуникации с широким кругом
партнеров), реализуются групповые социальные и экономические проекты
(например, предпринимательской направленности).
Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные
мероприятия,

организуется

подготовка

к

профессиональным

пробам

обучающихся, предусматривается подготовка и защита групповых проектов
(«проект

профессиональных

проб»,

«предпринимательский

проект»,

«социальный проект»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11 классе)
предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления
обучающихся, поддержка инициатив обучающихся, в том числе выезды на
природу, туристские походы, поездки по территории России, организация

«зрительского

марафона»

(коллективное

посещение

кинопоказов,

театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение
выставок,

художественных

музеев

с

обязательным

коллективным

обсуждением).
133.14.4. В рамках реализации технологического профиля в осенние
(зимние) каникулы 10 класса организуются поездки и экскурсии на
промышленные предприятия, в научно-исследовательские организации, в
технические музеи, технопарки. В ходе познавательной деятельности на
вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и
коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение
первого полугодия 10 класса осуществляется подготовка к поездкам и
экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия,
курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10 класса на основе интеграции
с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия
с

научными

и

производственными

организациями

обеспечиваются

профессиональные пробы обучающихся на производстве.
Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные
мероприятия,

организуется

подготовка

к

профессиональным

пробам

обучающихся на производстве, предусматривается подготовка и защита
индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных
проб»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11 классе)
предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления
обучающихся, поддержка инициатив обучающихся, в том числе выезды на
природу, туристские походы, поездки по территории России и за рубеж,
организация

«зрительского

марафона»

(коллективное

посещение

кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов,
посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным
обсуждением), социальные практики, в том числе в качестве организаторов
деятельности обучающихся 5–9 классов.

133.14.5. В рамках реализации универсального профиля в первом
полугодии 10 класса организуется подготовка обучающихся к разработке и
педагогическому сопровождению разработки индивидуальных проектов
внеурочной деятельности (инструктажи, индивидуальные и групповые
консультации, защита проектов индивидуального плана), в ноябре проводится
публичная защита обучающимися индивидуальных проектов внеурочной
деятельности (ИПВД). По итогам публичной защиты при помощи педагогов
организуются временные творческие группы обучающихся по совпадающим
элементам ИПВД.
В осенние (весенние) каникулы 10 класса временными творческими
группами обучающихся организуются поездки и экскурсии в соответствии с
общими элементами индивидуальных проектов внеурочной деятельности. В
ходе познавательной деятельности реализуются индивидуальные, групповые
и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение
первого полугодия 10 класса осуществляется подготовка к поездкам и
экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия,
курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
Временными творческими группами обучающихся при поддержке
педагогов общеобразовательной организации в летние (весенние) каникулы 10
класса на основе интеграции с организациями дополнительного образования и
сетевого взаимодействия с научными и производственными организациями
обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве и в
социальной сфере (в зависимости от профиля), подготавливаются и
проводятся исследовательские экспедиции и социальные практики.
Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные
мероприятия, организуется подготовка к профессиональным пробам и/или
социальным практикам обучающихся и к участию в исследовательских
экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных или
групповых проектов («проект профессиональных проб», «проект участия в
исследовательской экспедиции», «проект социальной практики»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11 классе)

предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления
обучающихся, поддержка инициатив обучающихся, в том числе выезды на
природу, туристские походы, поездки по территории России, организация
«зрительского

марафона»

(коллективное

посещение

кинопоказов,

театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение
выставок,

художественных

музеев

с

обязательным

коллективным

обсуждением).
134. Федеральный календарный план воспитательной работы.
134.1. Федеральный календарный план воспитательной работы является
единым для образовательных организаций.
134.2. Федеральный календарный план воспитательной работы может
быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.
134.3. Образовательные организации вправе наряду с федеральным
календарным планом воспитательной работы проводить иные мероприятия
согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым
направлениям воспитания и дополнительного образования детей.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности
в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день
музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек.
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;

8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных
обязанностей сотрудников органов внутренних дел России.
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской
блокады, День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти»
Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских
войск
в Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг
за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией;
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их
пособниками в годы Великой Отечественной войны.
Май:

1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
Вторая суббота августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».