108. Федеральный учебный план, образовательных организаций Российской
Федерации (далее - учебный план), реализующих ФАООП УО (вариант 2),
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам
и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения.
1 этап - I дополнительный, I - IV класс.
2 этап - V-IX классы;
3 этап - Х-ХII классы.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1
дополнительном и в 1 классе и 34 учебных недель в году со 2 по 12 класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на I этапе обучения (I-IV или I дополнительный, I-IV
класс), 5066 академических часов на II этапе обучения (V - IX класс) и 3060
часов на III этапе (10-12 класс).
109. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть
предметных областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвиваюшую направленность. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного
плана входит и коррекционно-развивающая область.
110. Учебный план включает две части: обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может
различаться для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития разных нозологических групп и
определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для каждой группы
обучающихся,
обучающегося.
а
также
индивидуальных
потребностей
Таким образом, часть учебного плана, формируемая
образовательных отношений, предусматривает:
каждого
участниками
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с
тяжелыми и множественными нарушениями развития и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
ФАООП УО (вариант 2) может включать как один, так и несколько учебных
планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР),
разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает
индивидуальный учебный план (далее - ИУП), содержащий предметные
области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым
образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося.
Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем,
предусмотренный учебным планом АООП.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования
определяет образовательная организация.
Учебные планы обеспечивают возможность обучения на государственных
языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения,
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в
области образования, и устанавливают количество занятий, отводимых на их
изучение, по классам (годам) обучения. При организации образования на
основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может
варьироваться. Так, с учетом федерального учебного плана организация,
реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося,
в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и
коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в
индивидуальных
учебных
планах
объясняются
разнообразием
образовательных
потребностей,
индивидуальных
возможностей
и
особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах
обучающихся с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило,
преобладают занятия коррекционной направленности. У обучающихся с
менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной
нагрузки распределится на предметные области. Для обучающихся, особые
образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы
основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР
формируется следующим образом: увеличивается количество часов
коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих
занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной
учебным планом. Некоторые обучающиеся, испытывающие трудности
адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации
ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется
индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
111. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока.
Педагогический работник проводит урок для состава всего класса или для
группы обучающихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в
соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных
занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и
подгрупповых занятий - не более 40 минут. В учебном плане устанавливается
количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся.
Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа),
группа (2 - 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных
возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и
закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них
"среднего" обучающегося. С учетом расширения знаний и формирующегося
опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического
содержания увеличиваются.
112. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено коррекционными курсами и коррекционно-развивающими
занятиями.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально
допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных
занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
может осуществляться образовательной организацией самостоятельно,
исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и
на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия
варьируется с учетом психофизического состояния обучающегося до 25
минут.
Курсы коррекционно-развивающей
внеурочной деятельности.
области
реализуются
в
рамках
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю (не
более 1690 часов на I этапе обучения (1-4 и дополнительный класс), 1700
часов на II этапе обучения (5-9 класс) и 1020 часов на III этапе (10-12 класс)
Из 10 часов внеурочной деятельности в неделю не менее 5 часов отводится
на реализацию коррекционно-развивающей области.
113. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является также неотъемлемой частью образовательного процесса в
общеобразовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в
рамках общего количества часов, предусмотренных федеральным учебным
планом.
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося
средствами физического, нравственного, эстетического, трудового
воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно
развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация
внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП и СИПР определяет образовательная организация.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию АООП.
В прилагаемых таблицах представлены недельные учебные плана для
ФАООП УО (вариант 2) разных нозологических групп, рассчитанные на 13летний период обучения (с 1 дополнительного по 4 класс, с 5 по 9 класс и с
10 по 12 класс).
114. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся I доп.,
I-IV классов.
Предметные области Учебные предметы
Классы
Количество
Всего
часов
I
I II III IV
доп.
Обязательная часть
1. Язык и речевая Речь
и
альтернативная 3
3 3 2 2 13
практика
коммуникация
2. Математика
Математические
2
2 2 2 2 10
представления
Окружающий природный мир 2
2 2 2 2 10
Человек
2
2 2 2 2 10
3. Окружающий мир
Домоводство
- - 1 1 2
Окружающий социальный мир 1
1 1 1 1 5
Музыка и движение
2
2 2 2 2 10
4. Искусство
Изобразительная деятельность 3
3 3 3 3 15
5.
Физическая Адаптивная физкультура
2
2 2 2 2 10
культура
6. Технология
Профильный труд
- - - - Итого
17 17 17 17 17 85
Часть, формируемая участниками образовательных 4
4 6 6 6 30
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5- 21 21 23 23 23 111
дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность, в том числе
10 10 10 10 10 50
Коррекционные курсы:
6
6 6 6 6 30
1. Сенсорное развитие
2
2 2 2 2 10
2. Предметно-практические действия
1
1 1 1 1 5
3. Двигательное развитие
1
1 1 1 1 5
4. Альтернативная коммуникация
2
2 2 2 2 10
Внеурочная деятельность (по направлениям)
4
4 4 4 4 20
Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (33 учебных недели в 1 доп. и в 1 классе, 34 учебных
недели со 2 по 4 класс).
115. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся V-IX
классов.
Предметные области Учебные предметы
Классы
Количество
Всего
часов
V VI VII VIII IX
Обязательная часть
1. Язык и речевая Речь
и
альтернативная 3 3 3
практика
коммуникация
3
3 15
2. Математика
Математические
2 2 2 2
2 10
представления
Окружающий природный мир 2 2 2 2
2 10
Человек
2 1 1 1
- 5
3. Окружающий мир
Домоводство
3 5 5 5
5 23
Окружающий социальный мир 2 2 2 3
3 12
Музыка и движение
3 2 2 2
2 11
4. Искусство
Изобразительная деятельность 3 3 3 - 9
5.
Физическая Адаптивная физкультура
3 2 2 2
2 11
культура
6. Технология
Профильный труд
- 2 2 4
5 13
Итого
23 24 24 24 24 119
Часть, формируемая участниками образовательных 6 6 6 6
6 30
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5- 29 30 30 30 30 149
дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность, в том числе
10 10 10 10 10 50
Коррекционные курсы:
4 4 4 4
4 20
1. Сенсорное развитие
1 1 1 1
1 5
2. Предметно-практические действия
1 1 1 1
1 5
3. Двигательное развитие
1 1 1 1
1 5
4. Альтернативная коммуникация
1 1 1 1
1 5
Внеурочная деятельность (по направлениям)
6 6 6 6
6 30
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при
5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
116. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся Х-ХII
классов.
Предметные области Классы
\
Учебные предметы
Количество
часов
X XI XII
Обязательная часть
1. Язык и речевая Речь
и
альтернативная 2
практика
коммуникация
2. Математика
Математические представления 2
Окружающий мир
2
Человек
3. Окружающий мир
Домоводство
5
Окружающий социальный мир 3
Изобразительная деятельность 4. Искусство
Музыка и движение
2
Всего
2
2
6
2
2
5
3
2
1
6
4
1
5
4
16
10
5
5. Физическая культура Адаптивная
физическая 2
2
2
6
культура
6. Технология
Профильный труд
5
5
7
17
7. Коррекционно-развивающие занятия
2
2
2
6
Итого
25 25 25
75
Часть, формируемая участниками образовательных 5
5
5
15
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5- 30 30 30
90
дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность
10 10 10
30
Коррекционные курсы
1. Сенсорное развитие
2
2
2
6
2. Предметно-практические действия
2
2
2
6
3. Двигательное развитие (ЛФК, ритмика)
2
2
2
6
4. Альтернативная коммуникация
2
2
2
6
Внеурочная деятельность по направлениям
2
2
2
6
Общий объем учебной нагрузки составляет 3060 часов за 3 учебных года при
5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
117. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) глухих обучающихся
для V-IX классов.
Предметные области Учебные предметы
Количество часов
V VI VII VIII IX Всего
Классы
Обязательная часть
Язык
и
речевая Речь
и
альтернативная 3 4 4
практика
коммуникация
Математика
Математические представления 2 2 2
Окружающий природный мир 2 2 2
Человек
2 1 1
Окружающий мир
Домоводство
3 5 5
Окружающий социальный мир 2 2 2
Искусство
Изобразительная деятельность 3 3 3
Физическая культура Адаптивная
физическая 2 2 2
культура
Технология
Профильный труд
1 2 2
Итого
20 23 23
Часть, формируемая участниками образовательных 9 7 7
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5- 29 30 30
дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность: коррекционные курсы; 10 10 10
4
4 19
2
2
1
5
3
2
2
2
5
3
2
10
10
5
23
12
9
10
4 5 14
23 23 112
7 7 37
30 30 149
10 10 50
занятия по различным направлениям внеурочной
деятельности
Коррекционные курсы
Формирование
слухового
восприятия
и 2 2 2 2 2 10
произносительной стороны речи
Познавательное развитие
3 3 3 3 3 15
Занятия по различным направлениям внеурочной деятельности
Занятия по направлениям внеурочной деятельности
5 5 5 5 5 25
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при
5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
В учебном плане на индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
"Формирование слухового восприятия и произносительной стороны речи" и
"Познавательное развитие" количество часов в неделю указано на одного
обучающегося.
118. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) глухих обучающихся
для Х-ХII классов.
Предметные области
Учебные предметы
Количество
часов
X XI XII Всего
Классы
Обязательная часть
Язык и речевая практика Речь
и
альтернативная 4 4 3
коммуникация
Математика
Математические представления
2 2 1
Окружающий природный мир
2 2 Окружающий мир
Домоводство
5 5 6
Окружающий социальный мир
3 3 4
Физическая культура
Адаптивная физическая культура 2 2 2
Технология
Профильный труд
5 5 7
Итого
23 23 23
Часть,
формируемая
участниками
образовательных 7 7 7
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5- 30 30 30
дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность: коррекционные курсы; занятия по 10 10 10
различным направлениям внеурочной деятельности
Коррекционные курсы
Формирование слухового восприятия и произносительной 2 2 2
стороны речи
Познавательное развитие
3 3 3
11
5
4
16
10
6
17
69
21
90
30
6
9
Занятия по различным направлениям внеурочной деятельности
Занятия по направлениям внеурочной деятельности
5 5 5 15
Общий объем учебной нагрузки составляет 3060 часов за 3 учебных года при
5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
В учебном плане на индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
"Формирование слухового восприятия и произносительной стороны речи" и
"Познавательное развитие" количество часов в неделю указано на одного
обучающегося.
119. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) слепых обучающихся
V-IX классов.
Предметные
Учебные предметы
Количество часов
области
Классы
V VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть
Язык
и
речевая Речь
и
альтернативная 2 2 2 2
2 10
практика
коммуникация
Математика
Математические
2 2 2 2
2 10
представления
Окружающий
природный 2 2 2 2
2 10
мир
Человек
2 1 1 1
- 5
Окружающий мир
Домоводство
3 5 5 5
5 23
Окружающий
социальный 2 2 2 3
3 12
мир
Рисование (Тифлографика) 3 3 3 - 9
Искусство
Музыка и движение
2 2 2 2
2 10
Технология
Профильный труд
2 2 4
5 13
Физическая культура Адаптивная
физическая 2 2 2 2
2 10
культура
Итого
20 23 23 23 23 112
Часть, формируемая участниками образовательных 9 7 7 7
7 37
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка
29 30 30 30 30 149
Внеурочная деятельность (часы, выделенные на другие направления
внеурочной деятельности, рекомендуется использовать на курсы
коррекционно-развивающей области)
Обязательные занятия коррекционно-развивающей 5 5 5 5
5 25
области
Внеурочная деятельность (по направлениям)
5 5 5 5
5 25
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при
5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
120. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) слепых обучающихся
Х-ХII классов.
Предметные области Учебные предметы
Количество часов
Классы
X XI XII Всего
Обязательная часть
Язык
и
речевая Речь
и
альтернативная 2 2 2
6
практика
коммуникация
Математика
Математические представления 2 2 1
5
Окружающий природный мир 2 2
4
Окружающий мир
Домоводство
5 5 6
16
Окружающий социальный мир 3 3 4
10
Искусство
Музыка и движение
2 2 1
5
Технология
Профильный труд
5 5 7
17
Физическая культура Адаптивная
физическая 2 2 2
6
культура
Итого
23 23 23 69
Часть, формируемая участниками образовательных 7 7 7
21
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка
30 30 30 90
Внеурочная деятельность (часы, выделенные на другие направления
внеурочной деятельности, рекомендуется использовать на курсы
коррекционно-развивающей области)
Обязательные занятия коррекционно-развивающей 5 5 5
15
области
Внеурочная деятельность (по направлениям)
5 5 5
15
Общий объем учебной нагрузки составляет 3060 часов за 3 учебных года при
5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
121. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся с
НОДА V-IX классов.
Предметные
Учебные предметы
Количество часов
области
Классы
V VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть
Язык
и
речевая Речь
и
альтернативная 2 2 2 2 2 10
практика
коммуникация
Математика
Математические представления 2 2 2 2 2 10
Окружающий природный мир
2 2 2 3 3 12
Человек
2 1 1 1 - 5
Окружающий мир
Домоводство
5 7 7 7 7 33
(Самообслуживание)
Окружающий социальный мир 2 2 2 3 3 12
Музыка и движение
2 2 2 2 2 10
Изобразительная деятельность 3 3 3 - - 9
Технология
Профильный труд
- 2 2 4 5 13
Физическая культура Адаптивная физическая культура 2 2 2 2 2 10
Итого
22 25 25 26 26 124
Часть, формируемая участниками образовательных 7 5 5 4 4 25
отношений при 5-дневной неделе
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка 30 30 30 30 30 149
при 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность:
10 10 10 10 10 50
коррекционно-развивающая
область: 5 5 5 5 5 25
(индивидуальные
и
групповые
коррекционноразвивающие занятия)
- другие направления внеурочной деятельности
5 5 5 5 5 25
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при
5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
Искусство
122. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся с
НОДА Х-ХII классов.
Предметные области Учебные предметы
Классы
Количество часов
в неделю
X XI XII Всего
Обязательная часть
Язык
и
речевая Речь
и
альтернативная 2
практика
коммуникация
Математика
Математические представления 2
Окружающий природный мир
2
Окружающий мир
Домоводство (самообслуживание) 7
Окружающий социальный мир
3
Искусство
Музыка и движение
2
Технология
Профильное обучение
5
Физическая культура Адаптивная физическая культура 2
Итого:
25
Часть, формируемая участниками образовательных 5
отношений при 5-дневной неделе
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 30
5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность:
10
коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и 5
групповые коррекционно-развивающие занятия)
другие направления внеурочной деятельности
5
2
2
6
2
2
7
3
2
5
2
25
5
2
1
8
4
1
7
2
27
3
6
5
22
10
5
17
6
77
13
30 30 90
10 10 30
5 5 15
5
5
15
Общий объем учебной нагрузки составляет 3060 часов за 3 учебных года при
5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
123. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся с РАС
V-IX классов.
Предметные области
Учебные предметы
Классы
Количество часов
V VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть
2 2 2 2 2 10
Язык
и
речевая Речь и альтернативная
практика
коммуникация
1 1 1 1 1 5
Математика
Математические
2 2 2 2 2 10
представления
Окружающий природный мир 2 1 1 1 1 10
Человек
2 1 1 1
5
Окружающий мир
Домоводство
1 2 2 2 2 9
Окружающий социальный мир 2 2 2 2 2 10
Музыка и движение
2 2 2 2 2 10
Искусство
Изобразительная деятельность 2 2 2
6
Физическая культура Адаптивная
физическая 3 3 3 3 3 15
культура
Технология
Профильный труд
1 2 2 2 3 10
Коррекционно-развивающие занятия
7 7 7 7 7 35
Итого
27 27 27 25 25 131
Часть, формируемая участниками образовательных 3 3 3 5 5 15
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5- 29 30 30 30 30 149
дн. учебной неделе)
Внеурочная деятельность:
10 10 10 10 10 50
- коррекционно-развивающая область:
индивидуальные
и
групповые
коррекционно- 5 5 5 5 5 25
развивающие занятия по программе коррекционной
работы
Другие направления внеурочной деятельности
5 5 5 5 5 25
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при
5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
124. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся с РАС
IX-XII классов.
Предметные области
Учебные предметы
Классы
Обязательная часть
Количество
часов
X XI XII Всего
Речь
2 2 2 6
и альтернативная коммуникация 1 1 1 3
Математика
Математические представления 1 1 1 3
Окружающий природный мир
1 1
2
Окружающий мир
Домоводство
5 5 5 15
Окружающий социальный мир 1 1 1 3
Искусство
Музыка и движение
2 2 2 6
Физическая культура
Адаптивная физическая культура 3 3 3 9
Технология
Профильный труд
4 4 5 13
Коррекционно-развивающие занятия
7 7 7 21
Итого
27 27 27 81
Часть, формируемая участниками образовательных 3 3 3 9
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дн. 30 30 30 90
учебной неделе)
Внеурочная деятельность:
10 10 10 30
- коррекционно-развивающая область:
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие 5 5 5 15
занятия
Другие направления внеурочной деятельности
5 5 5 15
Общий объем учебной нагрузки составляет 3060 часов за 3 учебных года при
5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
Язык и речевая практика
125. Федеральный календарный учебный график.
Федеральный календарный учебный график составляется с учётом мнений
участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных
традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона и
определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и
плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных
социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты
начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года,
четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки
проведения промежуточных аттестаций. При составлении календарного
учебного графика учитываются различные подходы при составлении графика
учебного процесса и системы организации учебного года: четвертная,
триместровая и другое.
Календарный учебный график реализации образовательной программы
составляется образовательной организацией самостоятельно с учётом
требований действующих санитарных правил и мнения участников
образовательных отношений.
126. Федеральный план внеурочной деятельности.
126.1. Пояснительная записка.
План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией
с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью,
тяжелыми и множественными нарушениями развития. Участникам
образовательных отношений предоставляется право выбора направления и
содержания учебных курсов.
126.2. Основными задачами организации внеурочной деятельности:
1) поддержка всех видов деятельности обучающихся в достижении
планируемых личностных результатов освоения программы общего
образования, развитии их жизненной компетенции;
2) развитие навыков общения и коммуникации с окружающими;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни в доступных для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и
множественными нарушениями развития пределах;
4) расширение представлений об окружающем мире, повышение
познавательной активности обучающихся с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками,
становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном
труде;
6) формирование культуры поведения.
126.3. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности обучающихся с учетом намеченных задач внеурочной деятельности
и воспитательного процесса. Все ее формы представляются в деятельностных
формулировках,
что
подчеркивает
их
практико-ориентированные
характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная
организация учитывает:
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип
образовательной организации, особенности, в том числе нозологические
характеристики контингента, кадровый состав);
результаты диагностики уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных
внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где
находится образовательная организация.
126.4. Направления
наполнение:
внеурочной
деятельности
и
их
содержательное
1) Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое
развитие школьника, формирование навыков соблюдения правил здорового
безопасного образа жизни.
2) Проектная деятельность организуется в доступных для обучающихся
пределах в процессе совместной деятельности по выполнению проектов, в
том числе в сфере формирования бытовых навыков и навыков
самообслуживания.
3) Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры общения.
4) Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как
система разнообразных творческих мастерских (художественное творчестве,
театрализованная деятельность).
5) Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках
внеурочной деятельности, которые формируют навыки использования
компьютерных технологий в доступных для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными
нарушениями развития пределах.
6) Реабилитационная (абилитационная) деятельность направлена на
преодоление ограничений жизнедеятельности обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными
нарушениями развития.
126.5. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется
следующим требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное участие обучающегося в практической деятельности;
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то
или иное направление внеучебной деятельности.
126.6. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться
организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в
помещении образовательной организации, но и на территории другого
учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности.
При
организации
внеурочной
деятельности
непосредственно
в
образовательной организации в этой работе могут принимать участие все
педагогические работники данной организации.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием
обучающихся в части создания условий для развития творческих интересов
обучающихся, включения их в художественную, техническую, спортивную и
другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и
дополнительного образования строится на использовании единых форм
организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет,
как правило, основной педагогический работник, ведущий класс, завуч,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
126.7. Основные направления внеурочной деятельности.
1) Спортивно-оздоровительная деятельность
"Движение есть жизнь!"
Цель: формирование знаний обучающихся о здоровом образе жизни,
развитие и стимуляция физической активности обучающихся, развитие
двигательных способностей и мобильности, формирование негативного
отношения к факторам, вредящим здоровью.
Форма организации: физкультурная секция: учебный курс адаптивной
физической культуры.
2) Проектная деятельность
Возможные темы проектов:
"Я умею ..."
Цель: формирование социально значимых бытовых навыков; воспитание
стремления к самостоятельности в доступных для обучающихся пределах;
усвоение правил совместной деятельности.
Форма организации: факультативный курс занятий по социально-бытовой
адаптации, тематические смены в школьном лагере.
"Проблемы экологии"
Цель: формирование экологического сообразного поведения в быту и
природе, эстетического отношения к природе.
Форма организации: экскурсии на природу.
Коммуникативная деятельность
"Общение"
Цель: развитие у обучающихся возможностей вербальной и невербальной
коммуникации, развитие навыков использования вспомогательных средств и
ассистивных технологий в коммуникативных целях.
Форма организации: факультативный курс занятий.
Художественно-эстетическая творческая деятельность.
"Рукотворный мир"
Цель: расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира,
формирование умений создавать предметы своими руками с использованием
природного материала, развитие творческой активности, интереса,
любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к
ценности.
Форма организации: творческие мастерские ("Природа и творчество", "Юные
художники"); выставки творческих работ.
"Ритмика"
Цель: формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры
движений под музыку; способность к импровизации и творчеству.
Форма организации: студия ритмики, постановка концертных номеров.
"Школьный театр "Путешествие в сказку"
Цель: формирование умений вступать в ролевые отношения; развитие
творческих способностей, интереса театрализованной деятельности.
Форма организации: театральная студия, спектакли по мотивам сказок.
"Художественная студия"
Цель: развитие у обучающихся творческих способностей, интереса к
изобразительной деятельности.
Форма организации: творческая мастерская, конкурсы рисунков, выставки
работ участников.
"В мире музыкальных звуков"
Цель: расширение представлений о мире музыки, знаний обучающихся о
музыкальных инструментах, приобретение опыта игры на музыкальных
инструментах.
Форма организации: музыкальный кружок; подготовка концертных номеров.
Содержание и виды деятельности обучающихся по всем направлениям плана
адаптируется с учетом их особенностей и особых образовательных
потребностей, реализуются в доступной для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными
нарушениями развития форме.
127. Реализация ФАООП УО (вариант 1) и ФАООП (вариант 2)
обеспечивается созданием в образовательной организации кадровых,
финансовых, материально-технических условий.
127.1. Реализация ФАООП УО (вариант 1) и ФАООП (вариант 2)
обеспечивается педагогическими, руководящими и иными работниками,
имеющими
профессиональную
подготовку,
соответствующую
квалификационным
требованиям,
установленным
в
Едином
квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей
работников образования", утвержденном приказом Минздравсоцразвития
России от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Минюстом России 6
октября 2010 г., регистрационный № 18638) с изменениями, внесенными
приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н
(зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2011 г., регистрационный
№ 212240), в профессиональных стандартах "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденном
приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (зарегистрирован
Минюстом России 6 декабря 2013 г. регистрационный № 30550) с
изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 5 августа 2016 г.
№ 422н (зарегистрирован Минюстом России 23 августа 2016 г.
регистрационный № 43326), от 25 декабря 2014 г. № 1115н (зарегистрирован
Минюстом России 19 февраля 2015 г., регистрационный № 36091), "Педагогпсихолог (психолог в сфере образования)", утвержденном приказом
Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н (зарегистрирован Минюстом
России 18 августа 2015 г., регистрационный № 38575); "Специалист в
области воспитания", утвержденном приказом Минтруда России от 10 января
2017 № 10н (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г.,
регистрационный № 45406); "Ассистент (помощник) по оказанию
технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями
здоровья", утвержденном приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г.
№ 351н (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный
№ 46612).
127.2. В объем финансового обеспечения реализации ФАООП УО (вариант 1)
и ФАООП (вариант 2) включаются затраты на оплату труда педагогических
работников с учетом специальных условий получения образования
обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (части 2, 3 статьи 99 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
127.3. Материально-технические условия реализации ФАООП УО (вариант
1) и ФАООП (вариант 2) должны обеспечивать возможность достижения
обучающимися установленных Стандартом и федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г. № 1598 (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г.,
регистрационный № 35847) требований к результатам (возможным
результатам) освоения ФАООП УО (вариант 1) и ФАООП (вариант 2).
128. Федеральный календарный план воспитательной работы.
128.1. Федеральный календарный план воспитательной работы является
единым для образовательных организаций.
128.2. Федеральный календарный план воспитательной работы может быть
реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.
128.3. Образовательные организации вправе наряду с федеральным
календарным планом воспитательной работы проводить иные мероприятия
согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым
направлениям воспитания и дополнительного образования обучающихся.
128.4. Все мероприятия должны проводиться с учетом особенностей
образовательной программы, а также возрастных, физиологических и
психоэмоциональных
особенностей
обучающихся,
с
умственной
отсталостью.
128.5. При разработке плана учитываются: индивидуальные планы классных
руководителей; рабочие программы учителей по изучаемым в
общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;
план, рабочие программы учебных курсов, занятий внеурочной
деятельности; планы органов самоуправления в общеобразовательной
организации, ученического самоуправления, взаимодействия с социальными
партнёрами согласно договорам, соглашениям с ними; планы работы
психологической службы или школьного психолога, социальных
педагогических работников и другая документация, которая должна
соответствовать содержанию плана.
128.6. Перечень основных государственных и народных праздников,
памятных дат в календарном плане воспитательной работы Организации
дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными
датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения,
памятными датами Организации, документами Президента Российской
Федерации,
Правительства
Российской
Федерации,
перечнями
рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения
Российской Федерации, методическими рекомендациями исполнительных
органов власти в сфере образования.
Возможно построение плана по основным направлениям воспитания, по
календарным периодам (месяцам, четвертям, триместрам или в иной форме).
В таблице приведена структура календарного плана воспитательной работы
Организации.
Структура календарного плана воспитательной работы организации
Дела, события,
Класс Срок Ответственные
1. Урочная деятельность
...
2. Внеурочная деятельность
...
3. Классное руководство
...
4. Основные школьные дела
...
5. Внешкольные мероприятия
...
6. Организация предметно-пространственной среды
...
7. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
...
8. Самоуправление
...
9. Профилактика и безопасность
...
10. Социальное партнёрство
...
11. Профориентация
...
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в
борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день
музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя-дефектолог;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей
сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День снятия блокады Ленинграда, День освобождения Красной
армией крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День
памяти жертв Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за
пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.
------------------------------
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный
№ 35850).
1
Пункт 101 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541).
2
Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).
3
Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 49, ст. 6962).
4
Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 49, ст. 7598).
5
6
Пункт 8 Стандарта.
7
Пункт 13 Стандарта.
8
Раздел IV Стандарта.
Обзор документа
Минпросвещения утвердило федеральную адаптированную основную
общеобразовательную программу обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
В программу вошли федеральный учебный план, календарный учебный
график, рабочие программы учебных предметов, рабочая программа
воспитания, план воспитательной работы.
Образовательные организации могут разрабатывать адаптированные
программы для детей с умственной отсталостью, для глухих,
слабослышащих и позднооглохших детей, слепых и слабовидящих детей,
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или детей с
расстройствами аутистического спектра.
Такие дети могут обучаться как совместно с другими детьми, так и в
отдельных классах, группах, образовательных организациях. Обязательное
условие - организация специальных условий обучения и воспитания.
Применима сетевая форма реализации образовательной программы.