XIII. Целевой раздел ФАОП НОО для обучающихся с РАС с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 8.3)
187. Пояснительная записка.
187.1. Цели реализации.
Цель реализации ФАОП НОО: обеспечение выполнения требований
ФГОС начального общего образования обучающихся с РАС посредством
создания
условий
для
максимального
удовлетворения
особых
образовательных потребностей обучающихся с РАС с легкой умственной
отсталостью, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного
опыта.
187.2. Достижение поставленной цели предусматривает решение
следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью,
сохранение и укрепление их здоровья;
личностное и интеллектуальное развитие обучающихся с РАС с легкой
умственной отсталостью;
удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих
место у обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью;
создание условий, обеспечивающих обучающимся с РАС с легкой
умственной отсталостью достижение планируемых результатов по освоению
учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
минимизация негативного влияния особенностей познавательной
деятельности данной группы обучающихся для освоения ими АООП НОО для
обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью;
оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;
выявление и развитие способностей обучающихся с РАС с легкой
умственной отсталостью с учетом их индивидуальности, самобытности,
уникальности через систему клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия, в том числе со
сверстниками с условно нормативным развитием), организацию общественно
полезной деятельности;
обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных
представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в
проектировании и развитии внутришкольной среды.
187.3. Принципы формирования ФАОП НОО представлены в разделе
I. Общие положения.
187.4. Общая характеристика.
ФАОП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3) предполагает, что
обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью,
получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствует
требованиям к итоговым достижениям нормативно развивающихся
сверстников на всех этапах и к моменту завершения школьного обучения;
предусматривается создание условий, учитывающих его общие и особые
образовательные потребности, индивидуальные особенности. В связи с
особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и
испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный
вариант ФАОП предполагает постепенное включение обучающихся в
образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в
двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в
условиях начальной школы до 6 лет.
Данный вариант предполагает особое структурирование содержания
обучения, в большей степени развитие у обучающихся жизненных
компетенций на основе планомерного введения в более сложную социальную
среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов в
доступных для них пределах.
Обязательной является организация специальных условий обучения и
воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных
потребностей.
АООП создается на основе ФГОС начального общего образования и
при необходимости индивидуализируется. К АООП с учетом образовательных
потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано
несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.
ФАОП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3) может быть реализована в
разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных
классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность. Образовательная организация должна
обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся
условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения и
воспитания обучающегося с РАС в среде других обучающихся является
готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Для обеспечения освоения обучающимися с РАС с легкой умственной
отсталостью ФАОП НОО может быть реализована сетевая форма
взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных
организаций.
Определение варианта ФАОП для обучающегося с РАС
осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по
результатам его комплексного обследования.
187.5. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС
Представлена в пункте 169.5. Психолого-педагогическая характеристика
обучающихся с РАС.
187.6. Особые образовательные потребности обучающихся с РАС.
Представлены в пункте 169.6. Особые образовательные потребности
обучающихся с РАС.
188. Планируемые результаты освоения обучающимися ФАОП НОО
для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3).
В соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся
с ОВЗ (вариант 8.3) обучающимся с РАС с легкой степенью умственной
отсталости (интеллектуальными нарушениями) обеспечивается нецензовый
уровень начального образования. Результаты освоения федеральной
адаптированной основной программы начального общего образования
обучающимися с РАС с легкой умственной отсталостью в варианте 8.3
оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
ФАОП НОО способствует всестороннему развитию данной категории
обучающихся с РАС, формированию у них жизненных компетенций,
обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное
развитие, а также интеграцию в социальное окружение, их приобщение к
общекультурным,
национальным
и
этнокультурным
ценностям,
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Необходимым условием достижения обучающимися качественного
образования являются формирование базовых учебных действий; достижение
предметных, метапредметных и личностных результатов в обучении и
развитии обучающихся; усиление роли информационно-коммуникативных
технологий, в том числе при использовании специализированных
компьютерных инструментов, разработанных для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья с учетом их особых
образовательных потребностей.
Освоение обучающимися ФАОП, разработанной на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования - введения
обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения ФАОП НОО обучающимися с РАС с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей,
включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к
развитию жизненной и социальной компетенции и должны отражать:
1) развитие чувства любви к родителям (законным представителям),
другим членам семьи, к школе, принятие учителя и обучающихся класса,
взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной
жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты освоения ФАОП НОО включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной
области, готовность их применения. Предметные результаты обучающегося с
РАС с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при
принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как
одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
ФАОП определяет два уровня овладения предметными результатами
для обучающихся с РАС с умственной отсталостью: минимальный и
достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не
является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся
с РАС. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не
является препятствием к продолжению образования по данному варианту
программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального
уровня овладения предметными результатами по всем или большинству
учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей
(законных представителей) образовательная организация может перевести
обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 8.4
АООП НОО.
189. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
ФАОП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3).
189.1. При определении подходов к осуществлению оценки
результатов освоения обучающимися с РАС с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ФАОП НОО целесообразно опираться на
следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с РАС с лёгкой умственной отсталостью;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений психического и социального развития, индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся с РАС с лёгкой умственной
отсталостью.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного
процесса образования обучающихся с РАС с лёгкой умственной отсталостью,
самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных
сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.
Основным направлением и целью оценочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования
обучающихся с РАС являются оценка их образовательных достижений.
189.2. Система оценки достижений обучающимися планируемых
результатов освоения ФАОП НОО призвана решать следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов
освоения содержания учебных предметов начального общего образования и
формирование УУД;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования,
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов начального
общего образования;
предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка
обучающихся, освоивших адаптированную основную образовательную
программу начального общего образования) и оценку эффективности
деятельности
образовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений
обучающихся и развития жизненной компетенции.
189.3. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе
реализации всех компонентов образовательного процесса, включая
внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении
содержания ФАОП необходимо ориентироваться на представленный в ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ перечень планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся
с РАС с легкой умственной отсталостью имеет определяющее значение для
оценки качества образования.
Оценка личностных достижений обучающихся с РАС с легкой
умственной отсталостью может осуществляться в процессе проведения
мониторинговых
процедур,
содержание
которых
разрабатывает
образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных
особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных
потребностей.
Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность,
диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи,
позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых
личностных результатов, но и корректировать (в случае необходимости)
организационно-содержательные характеристики АООП начального общего
образования. В целях обеспечения своевременности и объективности оценки
личностных результатов целесообразно использовать все три формы
мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.
Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего образования обучающихся с РАС не подлежат итоговой
оценке.
189.4. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго
полугодия 2-го класса, то есть в тот период, когда у обучающихся уже будут
сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме
того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они
смогут ее организовывать под руководством педагогического работника.
Во время обучения в первых классах, а также в течение первого
полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать
работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не
является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в
освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения
центральным результатом является появление значимых предпосылок
учебной деятельности, одной из которых является способность ее
осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и
контролем педагогического работника, но и с определенной долей
самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с РАС с легкой умственной
отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах
индивидуального
и
дифференцированного
подходов.
Усвоенные
обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности
обучающегося и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных
результатов освоения ФАОП НОО обучающимися с РАС необходимо, чтобы
балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с
этим основными критериями оценки планируемых результатов являются
следующие: соответствие (несоответствие) науке и практике; прочность
усвоения (полнота и надежность). Таким образом, усвоенные предметные
результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как "верные"
или "неверные". Критерий "верно" ("неверно") свидетельствует о частотности
допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления,
способах их предупреждения или преодоления. По критерию прочности
предметные результаты могут оцениваться как удовлетворительные; хорошие
и очень хорошие (отличные).
189.5. Результаты овладения ФАОП НОО обучающимися с РАС с
легкой умственной отсталостью выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру
творческие).
выполнения
(репродуктивные,
продуктивные,
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание
оценивать их как "удовлетворительные", "хорошие", "очень хорошие"
(отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить
результаты, продемонстрированные обучающимся, с оценками типа:
"удовлетворительно" (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
"хорошо" - от 51% до 65% заданий.
"очень хорошо" (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной
системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и
переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых
предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие,
которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность
обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование
жизненных компетенций.
Оценка деятельности педагогических работников, осуществляющих
образовательную деятельность обучающихся с РАС с легкой умственной
отсталостью, реализуется на основе интегративных показателей,
свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося
("было" - "стало"), или в сложных случаях - в сохранении или улучшении его
психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности образовательной организации
осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации
педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой
оценки достижения планируемых результатов освоения ФАОП НОО
обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью с учётом:
результатов мониторинговых исследований
(федерального, регионального, муниципального);
разного
уровня
условий реализации АООП 00;
особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая
оценочная деятельность образовательных организаций и педагогических
работников, и, в частности, отслеживание динамики образовательных
достижений обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью данной
образовательной организации.