XI Организационный раздел ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)

XI. Организационный раздел ФАОП НОО для обучающихся с
ЗПР (вариант 7.2)
165. Федеральные учебные планы.
165.1. Федеральный учебный план в ФАОП НОО для обучающихся с
ЗПР (вариант 7.2) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение
по классам и учебным предметам.
Федеральный учебный план определяет общие рамки принимаемых
решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению
и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов его реализации.
Федеральный учебный план должен, обеспечивать введение в действие
и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые
предусмотрены
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
В федеральном учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает
целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей
и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область
включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающихся.
165.2. Федеральный учебный план состоит из двух частей обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
165.2.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые
должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время,
отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает
содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей
современного образования обучающихся с ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;

готовность обучающихся к продолжению образования на уровне
основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа жизни,
поведения в экстремальных ситуациях;

элементарных

правил

личностное развитие
индивидуальностью.

соответствии

с

обучающегося

в

его

Образовательная организация самостоятельна в осуществлении
образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому
предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии).
165.2.2. Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических) образовательных потребностей, характерных для
обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует.
Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность);
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура
родного края).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР
учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки
обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с

ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Выбор направлений внеурочной
образовательной организацией.

деятельности

определяется

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной
деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и
формирование навыков адаптации личности в современных жизненных
условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может
осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании
рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционно-развивающие курсы могут
проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на
внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная
нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение
коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических
требований).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП НОО определяет образовательная организация.
АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и
несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР,
которые в силу особенностей психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться
с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования).
Федеральный учебный план обеспечивает, а также возможность их
изучения, и устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по
классам (годам) обучения.

165.2.3. Для уровня начального общего образования обучающихся с
ЗПР представлены два варианта учебного плана:
вариант 1 - для образовательных организаций, в которых обучение
ведётся на русском языке;
вариант 2 - для образовательных организаций, в которых обучение
ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов
России.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР
составляют 5 лет.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5
дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и
втором годах обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение
учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8
недель. Для обучающихся на первом и втором годах обучения
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При
определении продолжительности занятий на первом и втором годах обучения
используется "ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в
сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока по 40 минут каждый).
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов
"Русский язык", "Литературное чтение" и "Родной язык и литературное
чтение" может корректироваться в рамках предметной области "Русский язык
и литературное чтение" с учетом психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР.
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен
учебный предмет "Иностранный язык", в результате изучения которого у
обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о
роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и
поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт
использования иностранного языка как средства межкультурного общения,
как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают
личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного
предмета "Иностранный язык" начинается со 3-го класса. На его изучение
отводится 1 час в неделю. При проведении занятий по предмету "Иностранный
язык" класс делится на две группы.

Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми
и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию
недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение
пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике,
направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации
движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю
указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия
проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На
индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые
занятия - до 40 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной
деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в
неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока
обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16.
Санитарно-эпидемиологических требований).
165.2.4. Федеральный учебный план начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Вариант № 1
Предметные области

Русский
язык
литературное чтение
Иностранный язык

Классы

Количество
часов в неделю
Учебные предметы
1 1 доп. 2 3 4
5 5
5 4 4
и Русский язык
Литературное чтение
4 4
4 4 3
Иностранный
язык - - 1 1
(английский)
и Математика
4 4
4 4 4

Математика
информатика
Обществознание
и Окружающий мир
2
естествознание
Основы
религиозных Основы
религиозных культур и светской этики культур и светской этики
Музыка
1
Искусство
Изобразительное искусство 1
Технология
Технология
1
Физическая культура
Физическая
культура 3
(Адаптивная
физическая
культура)
Итого
21

Всего

23
19
2
20

2

2 2 2 10

-

-

-

1 1

1
1
1
3

1
1
1
3

1
1
1
3

1
1
1
3

21

21 21 21 105

5
5
5
15

Часть, формируемая участниками образовательного - 2 2 2 6
процесса
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5- 21 21
23 23 23 111
дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая коррекционно- 10 10
10 10 10 50
развивающую область):
коррекционно-развивающая область
7 7
7 7 7 35
коррекционно-развивающие занятия
6 6
6 6 6 30
ритмика
1 1
1 1 1 5
направления внеурочной деятельности
3 3
3 3 3 15
Всего
31 31
33 33 33 161
165.2.5. Федеральный учебный план начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Вариант № 2
Предметные области Классы
предметы

Учебные Количество
Всего
часов в неделю
1 1
2 3 4
доп.

Обязательная часть
Русский язык
4
Русский
язык
и Литературное чтение
2
литературное чтение Родной язык и литературное 3
чтение
Иностранный язык
Иностранный
язык (английский)
Математика
и Математика
4
информатика
Обществознание
и Окружающий мир
2
естествознание
Основы религиозных Основы
религиозных культур и светской культур и светской этики
этики
Музыка
1
Искусство
Изобразительное искусство 1
Технология
Технология
1
Физическая культура Физическая
культура 3
(Адаптивная
физическая
культура)
Итого
21
Часть, формируемая участниками образовательного процесса

4
2
3

4 4 3 19
2 2 2 10
3 2 2 13

-

- 1 1 2

4

4 4 4 20

2

2 2 2 10

-

- - 1 1

1
1
1
3

1
1
1
3

21
-

21 21 21 105
2 2 2 6

1
1
1
3

1
1
1
3

5
5
5
15

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5- 21 21
дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая коррекционно- 10 10
развивающую область):
коррекционно-развивающая область
7 7
коррекционно-развивающие занятия
6 6
эитмика
1 1
направления внеурочной деятельности
3 3
Всего
31 31
В учебном плане количество часов в неделю на
развивающие курсы указано на одного обучающегося.

23 23 23 111
10 10 10 50
7 7 7 35
6 6 6 30
1 1 1 5
3 3 3 15
33 33 33 161
коррекционно-

165.3. При реализации данной федеральной адаптированной
образовательной программы должны быть созданы специальные условия,
обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной
программы в полном объеме с учетом их особых образовательных
потребностей и особенностей здоровья.
166. Федеральный календарный учебный график.
166.1. Организация образовательной деятельности осуществляется по
учебным четвертям. Урочная деятельность обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья организуется по 5-дневной учебной неделе, в
субботу возможна организация и проведение занятий в рамках внеурочной
деятельности.
166.2. Продолжительность учебного года при получении начального
общего образования составляет 34 недели, в 1 дополнительном и 1 классе - 33
недели.
166.3. С целью профилактики переутомления в федеральном
календарном учебном графике предусматривается чередование периодов
учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять
не менее 7 календарных дней.
166.4. Продолжительность учебных четвертей составляет: 1 четверть 8 учебных недель (для 1-4 классов); 2 четверть - 8 учебных недель (для 1-4
классов); 3 четверть - 10 учебных недель (для 2-4 классов), 9 учебных недель
(для 1 классов и 1 дополнительных классов); 4 четверть - 8 учебных недель
(для 1-4 классов).
166.5. Продолжительность каникул составляет:
по окончании 1 четверти (осенние каникулы) - 9 календарных дней (для
1-4 классов);

по окончании 2 четверти (зимние каникулы) - 9 календарных дней (для
1-4 классов);
дополнительные каникулы - 9 календарных дней (для 1 классов и 1
дополнительных классов);
по окончании 3 четверти (весенние каникулы) - 9 календарных дней
(для 1-4 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) - не менее 8 недель.
166.6. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
166.7. Продолжительность перемен между уроками составляет не
менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут.
Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков
устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной
деятельностью должна составлять не менее 20-30 минут.

и

внеурочной

166.8. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных
предметов, определенной Гигиеническими нормативами.
166.9. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно
в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки
в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов и 1-х дополнительных - не должен
превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической
культуры;
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю
6 уроков за счет урока физической культуры.
166.10. Обучение в 1 классе и 1 дополнительном классе осуществляется
с соблюдением следующих требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре-октябре - по 3 урока
в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут
каждый; в январе-мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый;
в середине учебного дня организуется
продолжительностью не менее 40 минут;

динамическая

пауза

предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине
третьей четверти. Возможна организация дополнительных каникул
независимо от четвертей (триместров).
166.11. Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не
позднее 19 часов.
166.12. Факультативные занятия и занятия по программам
дополнительного образования планируют на дни с наименьшим количеством
обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных)
занятий и последним уроком необходимо организовывать перерыв
продолжительностью не менее 20 минут.
166.13. Календарный учебный график образовательной организации
составляется с учётом мнений участников образовательных отношений,
региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий
учреждений культуры региона и определяет чередование учебной
деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении
образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным
периодам учебного года.
166.14. При составлении календарного учебного графика
образовательная организация может использовать организацию учебного года
по триместрам.
167. Федеральный календарный план воспитательной работы
представлен в разделе LXXXIX Федеральный календарный план
воспитательной работы ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».