V. Общие положения ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР
145. Определение и назначение федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ЗПР.
145.1. ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР предназначена для
сопровождения деятельности образовательной организации по созданию
АООП НОО и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ.
145.2. Федеральная адаптированная образовательная программа
является учебно-методической документацией (федеральные учебные планы,
федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план
воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации
базовые объем и содержание образования обучающихся с ЗПР, получающих
начальное общее образование, планируемые результаты освоения
образовательной программы с учетом особенностей психофизического
развития данной группы обучающихся.
145.3.
Образовательные
организации,
осуществляющие
образовательную деятельность по образовательным, в том числе
адаптированным,
программам
начального
общего
образования,
разрабатывают АООП НОО для обучающихся с ЗПР на основе ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и данной ФАОП НОО.
145.4 Содержание и планируемые результаты в разработанных
образовательными организациями АООП НОО для обучающихся с ЗПР
должны быть не ниже содержания и планируемых результатов в
соответствующих разделах данной ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР.
145.5. Данная учебно-методическая документация позволяет
образовательной организации разработать следующие варианты АООП НОО
для обучающихся с ЗПР:
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1);
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
Каждый вариант АООП НОО для обучающихся с ЗПР содержит
дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и
условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и
особых образовательных потребностей разных групп или отдельных
обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от
выраженности ЗПР, места проживания обучающегося и вида организации.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность,
дополняется ИПРА в части создания специальных условий получения
образования.
Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР
осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по
результатам его комплексного психолого-педагогического обследования, с
учетом ИПРА.
146. Структура ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
146.1. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР
образовательной организацией, а также способы определения достижения
этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР начального
общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения
программ начального общего образования.
146.2. Содержательный раздел определяет содержание начального
общего образования обучающихся с ЗПР и включает следующие программы,
ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов:
федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов
(в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;
программу формирования УУД;
программу коррекционной работы;
программу воспитания.
146.3. Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов
ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР.
Организационный раздел включает:
федеральные учебные
обучающихся с ЗПР;
планы
начального
общего
образования
федеральный календарный учебный график;
федеральный календарный план воспитательной работы.
147. Принципы и подходы к формированию ФАОП НОО обучающихся
с ЗПР.
147.1. Принципы формирования ФАОП НОО представлены разделе I.
Общие положения.
147.2. В основу реализации ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
147.2.1. Дифференцированный подход к реализации ФАОП НОО для
обучающихся с ЗПР предполагает учет особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям
освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость
создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в
том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП
НОО обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с
дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и данной ФАОП НОО.
к структуре АООП НОО;
к результатам освоения АООП НОО.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации
АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития.
147.2.2. Деятельностный подход основывается на теоретических
положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической, познавательной и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования.
В контексте реализации ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
прочное усвоение обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
к
учению,
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное
усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне,
но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.