II. Целевой раздел ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2)
101. Пояснительная записка.
101.1. Цели реализации:
обеспечение успешной реализации конституционного права каждого
гражданина Российской Федерации, достигшего возраста 6,5-7 лет с ТНР, на
получение качественного образования, включающего обучение, коррекцию,
развитие и воспитание каждого обучающегося;
организация учебного процесса с учётом целей, содержания и
планируемых результатов начального общего образования обучающихся с
ТНР, отражённых в обновленном ФГОС НОО;
создание условий для свободного развития каждого обучающегося
младшего школьного возраста с ТНР с учётом его потребностей,
возможностей и стремления к самореализации; отражение в программе
начального
адаптированного
общего
образования
деятельности
педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и
учебных планов для обучающихся с различной формой, различной структурой
и степенью выраженности речевого недоразвития или для обучающихся
социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке
педагогических работников;
возможность для коллектива образовательной организации проявить
своё педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности, активно
участвовать в создании и утверждении традиций школьного коллектива.
101.2. Достижение поставленных целей предусматривает решение
следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное, речевое и интеллектуальное развитие, развитие
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником
целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего
школьного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его речевого и
психического развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в
самобытности, уникальности и неповторимости;
ее
индивидуальности,
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
достижение планируемых результатов освоения адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования всеми
обучающимися с ТНР;
обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
выявление и развитие способностей обучающихся с ТНР, через
систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно
полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской деятельности с
учетом возможностей обучающихся с ТНР;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
использование в образовательной деятельности
образовательных технологий деятельностного типа;
современных
предоставление обучающимся с ТНР возможности для эффективной
самостоятельной работы с учетом динамики коррекционной работы;
включение обучающихся с ТНР в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).
101.3. Создавая АООП НОО, образовательная организация,
реализующая ФАОП для обучающихся с ТНР, учитывает следующие
принципы её формирования:
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
"зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей обучающихся;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании
ФАОП НОО ориентировку на федеральную программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с
ТНР;
принцип целостности содержания образования, содержание
образования едино, в основе структуры содержания образования лежит не
понятие предмета, а понятие "предметной области";
принцип
направленности
на
формирование
деятельности,
обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами
доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной
жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область
жизнедеятельности;
принцип сотрудничества с семьей.
101.4. В основу разработки ФАОП НОО для обучающихся с ТНР
заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы:
1. Дифференцированный подход к построению ФАОП НОО для
обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей
этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития,
этиопатогенезом,
характером
нарушений
формирования
речевой
функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям
освоения содержания образования. ФАОП НОО создается в соответствии с
дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО для обучающихся с
ОВЗ требованиями к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации образовательной программы;
результатам образования.
Применение
дифференцированного
подхода
обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие
возможности для педагогического творчества, создания вариативных
образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую
коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их
возможностями.
2. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей
овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки ФАОП начального общего образования для
обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
создание условий для общекультурного и личностного развития
обучающихся с ТНР на основе формирования УУД, которые обеспечивают не
только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков,
позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и
социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает
организация детского самостоятельного и инициативного действия в
образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и
способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемнопоискового характера.
3. Системный подход основывается на теоретических положениях о
языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или
знакового характера, которая используется как средство общения.
Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов
языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами
одного уровня и разных уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык
существует и реализуется через речь, в сложном строении которой
выделяются
различные
компоненты
(фонетический,
лексический,
грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах
развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании
обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной
деятельности обучающихся.
В контексте разработки ФАОП начального общего образования для
обучающихся с ТНР реализация системного подхода обеспечивает:
тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и
интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями,
умениями и навыками;
воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного
недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей,
предусмотренных ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и коррекционноразвивающей области;
реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций
(познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной) в соответствии с
различными ситуациями.
В адаптированной программе обучающихся с ТНР определяются
основные механизмы её реализации, наиболее целесообразные с учётом
традиций
коллектива
образовательной
организации,
потенциала
педагогических кадров и контингента обучающихся. Среди механизмов,
которые возможно использовать в начальной школе, следует отметить:
организацию внеурочной деятельности с разработкой учебных курсов и
коррекционно-развивающих курсов, факультативов, различных форм
совместной
познавательной
деятельности
(конкурсы,
диспуты,
интеллектуальные марафоны) Положительные результаты даёт привлечение к
образовательной деятельности школы организаций культуры (к примеру,
музеев, библиотек, стадионов), художественных и театральных студий.
Эффективным механизмом реализации программ является использование
индивидуальных программ и учебных планов для отдельных обучающихся с
ТНР или небольших групп.
101.5. Общая характеристика ФАОП НОО.
Адаптированная программа начального общего образования является
стратегическим документом образовательной организации, выполнение
которого
обеспечивает
успешность
организации
образовательной
деятельности, то есть гарантию реализации статьи 12 Федерального закона от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В
соответствии с законодательными актами Российской Федерации
образовательная организация самостоятельно определяет технологии
обучения, формы его организации (включая модульные курсы), а также
систему оценивания с соблюдением принципа здоровьесберегающего
обучения.
Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает
образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием
сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более
пролонгированные календарные сроки.
Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления
речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия,
специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие.
Это обучающиеся, имеющие 1, 2 и 3 уровни общего недоразвития речи, при
алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения
и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой
степени выраженности заикания. В зависимости от уровня речевого развития
в образовательной организации существуют два отделения:
Первое отделение для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией,
дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения
чтения и письма, препятствующие обучению в образовательных
организациях.
Второе отделение для обучающихся с тяжелой степенью выраженности
заикания при нормальном развитии речи.
Срок освоения ФАОП НОО для обучающихся с ТНР составляет в
первом отделении 5 лет (1 дополнительный - 4 классы), во втором отделении
4 года (1-4 классы).
101.6. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР.
Обучающиеся с ТНР являются обучающимися с выраженными
речевыми и (или) языковыми (коммуникативными) расстройствами.
Представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности
речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и
речевого развития, наличию или отсутствию сопутствующих нарушений.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных сложных
формах детской речевой патологии, выделяемых в клинико-педагогической
классификации речевых расстройств (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия,
заикание, дислексия, дисграфия) и выражаться в различной степени тяжести.
Несмотря на различную природу, механизм речевого дефекта, у этих
обучающихся отмечаются типичные проявления, свидетельствующие о
системном нарушении процесса формирования речевой функциональной
системы: несформированность звукопроизношения, фонематического
восприятия, лексико-грамматической стороны речи, а также трудности
формирования текстовой компетенции. Недостатки формирования
языкоречевой системы часто сопровождаются проблемам коммуникативного
характера: незаинтересованность в вербальном контакте, неумение
ориентироваться в ситуации общения, в отдельных случаях - негативизм и
значительные трудности речевой коммуникации.
Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся
негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной,
интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается
недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его
распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти
у обучающихся снижена вербальная память, страдает продуктивность
запоминания.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами
психического развития обусловливает специфические особенности
мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения
мыслительными операциями, доступными их возрасту, обучающиеся отстают
в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с
трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Обучающимся с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии
двигательной сферы, проявляющееся в плохой координации движений,
неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и
ловкости движений, трудности реализации сложных двигательных программ,
требующих пространственно-временной организации движений (общих,
мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).
Социальное развитие большинства обучающихся с нарушениями речи
полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов
речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и
тактики решения проблемных ситуаций.
Нарушения устной речи обучающихся с ТНР приводят к
возникновению нарушений письменной речи, так как письмо и чтение
осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи,
и нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия
единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и
составляющего патологический механизм.
Симптоматика нарушений письма и чтения проявляется в стойких,
специфических, повторяющихся ошибках как на уровне текста, предложения,
так и слова. Нарушения письма (дисграфия) и чтения (дислексия) могут
сопровождаться разнообразными неречевыми расстройствами и в сочетании с
ними входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при
алалии, афазии, дизартрии, ринолалии).
Контингент обучающихся по данному варианту программы
представлен и обучающимися с тяжелой степенью выраженности заикания (в
том числе, при нормальном развитии речи), грубо нарушающем
коммуникативную функцию речи.
Специфика речевого дефекта при заикании заключается в наличии
прерывистой речи и запинок судорожного характера разной длительности и
интенсивности. Помимо этого характерным и выраженным в различной
степени является своеобразное использование языковых средств (при наличии
достаточного уровня речевого развития и запаса знаний и представлений об
окружающем), проявляющееся трудностями формулирования мысли, подбора
адекватного ситуации слова или речевого оборота, наличием логически и
синтаксически незавершенных фраз, некорректируемых ошибок (например,
неправильное согласование слов в предложении при том, что обучающийся
владеет данными грамматическими категориями), трудностями удержания
замысла высказывания, его недостаточной связности, нарушением
последовательности изложения высказывания. Причиной данных проявлений
являются специфические особенности общего и речевого поведения.
Отмечается недостаточность речевого дыхания, просодической стороны речи.
Своеобразие заикания касается и внеречевых процессов, в частности
регуляторной сферы. Поведение и деятельность заикающихся отличаются
импульсивностью, общей неорганизованностью, отвлекаемостью, неумением
приложить волевые усилия для преодоления встречающихся трудностей.
Постепенно по мере хронификации заикания и формировании
полномасштабной картины дефекта могут появиться психологические
наслоения в виде сопутствующих движений, логофобии, степени болезненной
фиксации на дефекте, речевых и неречевых уловок.
Дифференциация обучающихся на группы по уровню речевого
развития принципиально недостаточна для выбора оптимального
образовательного маршрута и определения содержания коррекционноразвивающей области - требуется учет механизма речевого нарушения,
определяющего структуру речевого дефекта при разных формах речевой
патологии.
Различия механизмов и структуры речевого дефекта у обучающихся с
ТНР с различным уровнем речевого развития определяют необходимость
многообразия специальной поддержки в получении образования.
Специфика содержания и методов обучения обучающихся с ТНР
является особенно существенной на уровне начального общего образования,
где формируются предпосылки для овладения программой дальнейшего
школьного обучения, в значительной мере обеспечивается коррекция речевого
и психофизического развития.
101.7. Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР.
К особым образовательным
обучающихся с ТНР относятся:
потребностям,
характерным
для
выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы
риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение
логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения
речевого развития;
организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным
нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и
методов дошкольного и школьного образования и воспитания,
ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений
речевого и личностного развития;
получение
начального
общего
образования
в
условиях
образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его
речевого недоразвития;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как через содержание предметных и коррекционноразвивающей областей, так и в процессе индивидуальной или подгрупповой
логопедической работы;
создание условий, нормализующих и (или) компенсирующих
состояние высших психических функций, анализаторной, аналитикосинтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения
комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями
и коррекции этих нарушений;
координация педагогических, психологических средств воздействия в
процессе комплексного психолого-педагогического сопровождения;
гибкое варьирование организации процесса обучения путем
расширения или сокращения содержания отдельных предметных областей,
изменения количества учебных часов и использования соответствующих
методик и технологий;
индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
систематический мониторинг результативности академического
компонента образования и сформированности жизненной компетенции
обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из
механизма речевого дефекта;
применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том
числе специализированных компьютерных технологий, дидактических
пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию "обходных путей"
коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за
устной и письменной речью;
возможность обучаться на дому или дистанционно при наличии
медицинских показаний;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации
путем максимального расширения образовательного пространства,
увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять
адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного
включения в коррекционно-развивающую работу с обучающимся;
организация партнерских отношений с родителями (законными
представителями).
в исключительных случаях образовательная организация может с
учётом достаточный оснований (например, наличие высокой готовности к
обучению грамоте), высокого темпа обучаемости или особых условий
развития обучающегося по решению ППк сократить срок обучения в
начальной школе. В этом случае обучение осуществляется по индивидуально
разработанным учебным планам. Вместе с тем образовательная организация
должна учитывать, что чем более длителен срок обучения в начальной школе,
тем более качественным становится фундамент, который закладывается
начальным уровнем обучения как предпосылка дальнейшего успешного
образования.
102. Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР ФАОП
НОО (вариант 5.2).
Всё наполнение ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (содержание и
планируемые результаты обучения, условия организации образовательной
среды) подчиняется современным целям начального образования, которые
представлены в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ как система личностных,
метапредметных и предметных достижений обучающегося. Личностные
результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему
миру, другим людям, а также к самому себе как субъекту учебнопознавательной деятельности (осознание её социальной значимости,
ответственность, установка на принятие учебной задачи). Метапредметные
результаты характеризуют уровень сформированности познавательных,
коммуникативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают успешность
изучения учебных предметов, а также становление способности к
самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания
различных предметов, курсов, модулей обучающиеся с ТНР овладевают рядом
междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими
средствами, которые помогают обучающимся применять знания, как в
типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях.
В специальном разделе ФАОП НОО для обучающихся с ТНР
характеризуется система оценки достижений планируемых результатов
освоения основной образовательной программы с учетом специфики
проявления речевого дефекта.
Результаты освоения ФАОП НОО для обучающихся с ТНР
оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего
образования.
102.1. Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения ФАОП НОО (вариант 5.2).
Соответствует ФОП НОО и дополняется следующими положениями.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения ФАОП НОО должна ориентировать образовательный
процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с ТНР,
на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов на уровне начального общего образования и курсов коррекционноразвивающей области, формирование УУД; обеспечивать комплексный
подход к оценке результатов освоения обучающимися с ТНР ФАОП НОО,
позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения
коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных
результатов; предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую
оценку, обучающихся с ТНР, освоивших ФАОП НОО.
Особенностями системы оценки достижений планируемых результатов
являются:
1) реализация системно-деятельностного подхода к оценке освоения
содержания учебных предметов, коррекционных курсов, обеспечивающего
способность решения учебно-практических и учебно-познавательных задач;
2) реализация уровневого подхода к разработке системы оценки
достижения планируемых результатов, инструментария и представления их;
3) использование системы оценки достижения планируемых
результатов, предусматривающей оценку эффективности коррекционноразвивающей работы не только в поддержке освоения ФАОП НОО для
обучающихся с ТНР, но и в формировании коммуникативных умений и
навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
4) критерии эффективности освоения ФАОП НОО устанавливаются не
в сопоставлении с общими нормативами, а исходя из достижения
оптимальных (лучших для данного обучающегося в данных конкретных
условиях) успехов, которые могут быть достигнуты при правильной
организации обучения.
102.2. Особенности оценки метапредметных результатов.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку
достижения планируемых результатов освоения ФАОП НОО для
обучающихся с ТНР, которые представлены в программе формирования УУД
обучающихся с ТНР и отражают совокупность познавательных,
коммуникативных и регулятивных УУД.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт
всех учебных предметов и внеурочной деятельности.
Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения
сформированности:
универсальных учебных познавательных действий;
универсальных учебных коммуникативных действий;
универсальных учебных регулятивных действий.
102.2.1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями согласно предполагает формирование и оценку у обучающихся
следующих групп умений:
1. Базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии на основе алгоритма, заданного педагогическим
работником;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку на
основе алгоритма, заданного педагогическим работником;
определять существенный признак для классификации;
классифицировать предложенные объекты на основе алгоритма,
заданного педагогическим работником;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма;
выявлять
недостаток
информации
для
решения
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
учебной
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту,
делать выводы.
2. Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником
вопросов;
с помощью педагогического работника
планировать изменения объекта, ситуации;
формулировать
цель,
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть -целое, причина - следствие);
коллективно под руководством педагогического работника
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
3. Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного педагогическим
работником способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)
элементарные правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете;
по заданному алгоритму коллективно анализировать и создавать
текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
под руководством педагогического работника создавать схемы,
таблицы для представления информации.
102.2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих
групп умений:
1. Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде с учетом
специфика проявления речевого дефекта;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
с учетом специфики проявления речевого дефекта;
коллективно под руководством педагогического работника создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
под руководством педагогического работника готовить небольшие
публичные выступления по заданному плану;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления по заданным критериям;
2. Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков по заданному алгоритму;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
102.2.3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих
групп умений:
1. Самоорганизация:
по заданному алгоритму планировать действия по решению учебной
задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий, соблюдая
заданный алгоритм;
2. Самоконтроль:
устанавливать причины успеха и неудач в учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок под
руководством педагогического работника.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как
педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной оценки по
предмету, так и администрацией образовательной организации в ходе
внутришкольного мониторинга.
В текущем учебном процессе отслеживается способность
обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи,
требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными
действиями, реализуемыми в предметном преподавании.
В ходе внутришкольного мониторинга проводится оценка
сформированности УУД. Содержание и периодичность внутришкольного
мониторинга
устанавливается
решением
педагогического
совета.
Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать
диагностические материалы по оценке читательской и цифровой грамотности,
сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
учебных действий.
102.3. Особенности оценки предметных результатов.
В целом соответствует ФОП НОО.
Специфика оценки предметных результатов представлена
"Содержательном разделе" программы по каждому учебному предмету.
в
Организация и содержание оценочных процедур
В целом соответствует ФОП НОО.
Наряду с этим организация и содержание оценочных процедур имеет
некоторую специфику.
Стартовая педагогическая диагностика включает не только результаты
анализа готовности к изучению того или иного предмета, но и должна
учитывать результаты логопедического и психологического обследования
обучающихся с ТНР, что способствует определению зоны ближайшего
развития и оптимальному планированию уровня использования речевого
материала, характера коммуникативного взаимодействия (например, при
наличии выраженного речевого негативизма, наличия обучающего с
психопатоподобным поведением), организации учебного процесса.