Дополнительная общеразвивающая программа Технология и основы механики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
г. Верхняя Тура, Свердловской области

УТВЕРЖДАЮ
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим
советом МБОУ «СОШ №14»
протокол № 16 от 29.08.2024г.

Директор Жиделева Н.В.
Приказ № 248/1-ОД от 29.08.2024г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009F0FC09CFCFE4F5AD2B3B60F882CA1CE
Владелец: Жиделева Наталья Валерьевна
Действителен: с 15.01.2024 до 09.04.2025

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Технология и основы механики»

Автор:
Зимин Владимир Александрович
учитель технологии, 1 КК

ГО Верхняя Тура

Актуальность
программы
обусловлена
стремительным
развитием
робототехнических систем, используемых в мировой экономике. Знание и понимание основ
робототехники позволяет вырастить конкурентных специалистов в данной области,
поэтому программа направлена на профессиональное ориентирование детей в данной
сфере.
В программе созданы условия для развития способностей воспитанников,
творческого и технического мышления, информационной и технологической культуры,
мотивации к познанию и творчеству, реализации интересов детей в сфере конструирования,
моделирования, приобретения опыта продуктивной творческой деятельности
Цель программы: формирование и развитие инженерных компетенций через
освоение технологии LEGO - конструирования и моделирования.
Задачи программы:
1. Совершенствовать умения создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и
собственному замыслу.
2. Сформировать
представления
об
элементарных
приемах
сборки
робототехнических средств и познакомить учащихся с комплексом базовых технологий,
применяемых при создании роботов (простейшие механизмы, зубчатые передачи и др.).
3. Научить ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою
точку зрения и работать в команде.
4. Обучить навыкам ведения проекта, проявления компетенции в вопросах,
связанных с темой проекта, выбора наиболее эффективных решений задач в зависимости
от конкретных условий.
5. Сформировать навыки публичного выступления и защиты проекта.
6. Развить интерес к технике, конструированию, техническому творчеству, высоким
технологиям.
Планируемые результаты
По
окончанию
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе учащиеся приобретет:
Предметные результаты:
 умение создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному
замыслу;
 знание элементарных приемов сборки робототехнических средств и базовых
технологий, применяемых при создании роботов (простейшие механизмы, зубчатые
передачи и др.)
 интерес к технике, конструированию, техническому творчеству, высоким
технологиям;
Метапредметные:
 умение ориентироваться в информационном пространстве и работать в ;
 связанных с темой проекта, выбор наиболее эффективных решений задач в
зависимости от конкретных условий;
 навыки публичного выступление и защиты проекта.
Личностные результаты:
 будет развито критическое и техническое мышление, познавательная
деятельность, творческая инициатива, самостоятельность.
Используемые методы в рамках занятий:
 кейс-метод;
 проектный метод;
 проблемное обучение.
Срок реализации программы 1 год (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6-7 класс. Уровень Стартовый.
1.Знакомство с робототехникой (11 ч)

Теория: вводный инструктаж по охране труда, история робототехники, о компании Лего и
их конструкторах; состав набора; названия деталей; способы крепления деталей, колес;
ознакомление с примерными образцами изделий, предлагаемыми для изготовления в
текущем учебном году; примеры использования роботов в жизни человека; рассмотрение
робототехники с точки зрения физических законов природы; понятия: вес тела, центр
тяжести, равновесие, трение покоя, трение качения и их связь с робототехникой
Практика: обзор конструкторского набора, построение высокой устойчивой башни из
определённого количества деталей с учётом равновесия и нахождение центра масс
2.Простые механизмы. Теоретическая механика (13 ч)
Теория: понятие о простых механизмах и их разновидностях; рычаг и его применение;
правило равновесия рычага; блоки, их виды; применение блоков в технике; понятие оси и
колеса; применение осей и колес в технике и быту; рулевое управление; велосипед и
автомобиль; виды ременных передач; зубчатые передачи, их виды; реечная передача;
применение и построение разных передач в технике.
3.Проектная деятельность (4 ч)
Конструирование рычажных механизмов; построение сложных моделей по теме
«Рычаги»; построение сложных моделей по теме «Блоки»; построение моделей по теме
«Передачи».
8-9 классы. Уровень базовый.
1. Силы и движение. Прикладная механика (21 ч)

Практика: конструирование модели «Уборочная машина»: установление
взаимосвязей, измерение расстояния, сила трения, использование механизмов - конических
зубчатых передач, повышающих передач, шкивов;
Игра «Большая рыбалка»: использование механизмов, облегчающих работу, сборка
модели - «удилище»; использование механизмов - блоки и рычаги;
Свободное качение: измерение расстояния, калибровка шкал и считывание показаний;
энергия движения (кинетическая); энергия в неподвижном состоянии (потенциальная);
трение и сопротивление воздуха; сборка модели – измерителя с использованием
механизмов – колеса и оси;
Конструирование модели «Механический молоток»: трение и сила, импульс, количество
движения, инерция; сборка модели – механический молоток с использованием
механизмов – рычаги, кулачки (эксцентрики); изучение свойств материалов.
2. Проектная деятельность (4 ч)
 самостоятельная творческая работа по теме «Использование повышающей передачи в
уборочной машине».
 самостоятельная творческая работа по теме «Использование блоков».
 самостоятельная творческая работа по теме «Создание тележки с измерительной
шкалой».
самостоятельная творческая работа по теме «Вариации рычагов в механическом молотке».
10-11 классы. Уровень продвинутый.
1. Средства измерения. Прикладная математика (11 ч)
Теория: измерение расстояния, калибровка и считывание расстояния; измерение массы,
калибровка и считывание масс; измерение времени, трение, энергия, импульс.
Практика: конструирование модели «Измерительная тележка»: сборка модели
«Измерительная тележка» с использованием механизмов – передаточное отношение,
понижающая передача; самостоятельная творческая работа по теме «Измерительная
тележка с различными шкалами».
2. Создание помощника по дому (9 ч)
Практика: изучение кейса и обсуждение проблемной ситуации, изучение информации по
теме, мозговой штурм, работа в парах, рисование эскиза придуманной модели и подбор

деталей, создание модели и ее испытание, усовершенствование модели, презентация
собранных моделей, самооценка и взаимооценка моделей.
3. Проектная деятельность (6 ч)
Конструирование модели «Почтовые весы»: сборка модели «Почтовые весы» с
использованием механизмов – рычаги, шестерни; самостоятельная творческая работа по
теме «Вариации почтовых весов». Конструирование модели «Таймер»: сборка модели
«Таймер» с использованием механизмов – шестерни; самостоятельная творческая работа
по теме «Использование шатунов»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тематический блок, тема
Кол-во
часов
Знакомство с робототехникой (11 ч)
1.
Вводный инструктаж по охране труда
1
2.
История робототехники
1
3.
О компании Лего и их конструкторах, состав набора 1
4.
Названия деталей
1
5.
Способы крепления деталей, колес
1
6.
Ознакомление с примерными образцами изделий,
1
предлагаемыми для изготовления в текущем учебном
году
7.
Примеры использования роботов в жизни человека
1
8.
Рассмотрение робототехники с точки зрения
1
физических законов природы
9.
Понятия: вес тела, центр тяжести, равновесие, трение 1
покоя, трение качения и их связь с робототехникой
10. Обзор конструкторского набора
1
11. Построение высокой устойчивой башни из
1
определённого количества деталей с учётом
равновесия и нахождение центра масс
Простые механизмы. Теоретическая механика (13 ч)
1.
Понятие о простых механизмах и их разновидностях 1
2.
Рычаг и его применение
1
3.
Правило равновесия рычага
1
4.
Блоки, их виды
1
5.
Применение блоков в технике
1
6.
Понятие оси и колеса
1
7.
Применение осей и колес в технике и быту
1
8.
Рулевое управление
1
9.
Велосипед и автомобиль
1
10. Виды ременных передач
1
11. Зубчатые передачи, их виды
1
12. Реечная передача
1
13. Применение и построение разных передач в технике 1
Проектная деятельность (4 ч)
14. Конструирование рычажных механизмов
1
15. Построение сложных моделей по теме «Рычаги»
1
16. Построение сложных моделей по теме «Блоки»
1
17. Построение моделей по теме «Передачи»
1

Средства ЦО
Образовательный
набор по механике,
мехатронике и
робототехнике
Набор LEGO
Mindstom EV3

Образовательный
набор по механике,
мехатронике и
робототехнике
Набор LEGO
Mindstom EV3

Проектор, экран

№

Уровень базовый
8-9 классы
Тематический блок, тема

Силы и движение. Прикладная механика (21 ч)
18. Конструирование модели «Уборочная машина»
19. Установление взаимосвязей
20. Измерение расстояния, сила трения
21. Использование механизмов - конических зубчатых
передач, повышающих передач, шкивов
22. Игра «Большая рыбалка»: использование
механизмов, облегчающих работу
23. Сборка модели - «удилище»
24. Использование механизмов - блоки и рычаги
25. Свободное качение
26. Измерение расстояния
27. Калибровка шкал и считывание показаний
28. Энергия движения (кинетическая)
29. Энергия в неподвижном состоянии (потенциальная)
30. Трение и сопротивление воздуха
31. Сборка модели – измерителя с использованием
механизмов – колеса и оси
32. Конструирование модели «Механический молоток»
33. Трение и сила.
34. Импульс.
35. Количество движения
36. Инерция
37. Сборка модели – механический молоток с
использованием механизмов – рычаги, кулачки
(эксцентрики)
38. Изучение свойств материалов
Проектная деятельность (4 ч)
39. Самостоятельная творческая работа по теме
«Использование повышающей передачи в уборочной
машине»
40. Самостоятельная творческая работа по теме
«Использование блоков»
41. Самостоятельная творческая работа по теме
«Создание тележки с измерительной шкалой».
42. Самостоятельная творческая работа по теме
«Вариации рычагов в механическом молотке»

Кол-во Средства ЦО
часов
1
1
1
1
1

Образовательный
набор по механике,
мехатронике и
робототехнике
Набор
LEGO
Mindstom EV3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Проектор, экран

1
1
1

Уровень продвинутый
10-11 классы
№

Тематический блок, тема

Средства измерения. Прикладная математика (11 ч)

Колво
часов

Средства ЦО

Измерение расстояния, калибровка и считывание
расстояния
44.
Измерение массы
45.
Калибровка и считывание масс
46.
Измерение времени
47.
Трение
48.
Энергия
49.
Импульс
Конструирование модели «Измерительная
50.
тележка»
51.
Сборка модели «Измерительная тележка» с
использованием механизмов – передаточное
отношение.
52.
Понижающая передача
Самостоятельная творческая работа по теме
53.
«Измерительная тележка с различными шкалами»
Создание помощника по дому (9 ч)
Изучение кейса и обсуждение проблемной
54.
ситуации
55.
Изучение информации по теме
56.
Мозговой штурм
57.
Работа в парах
Рисование эскиза придуманной модели и подбор
58.
деталей
59.
Создание модели и ее испытание
60.
Усовершенствование модели
61.
Презентация собранных моделей
62.
Самооценка и взаимооценка моделей
Проектная деятельность (6 ч)
63.
Конструирование модели «Почтовые весы»
Сборка модели «Почтовые весы» с
64.
использованием механизмов – рычаги, шестерни
Самостоятельная творческая работа по теме
65.
«Вариации почтовых весов»
66.
Конструирование модели «Таймер»
Сборка модели «Таймер» с использованием
67.
механизмов – шестерни
Самостоятельная творческая работа по теме
68.
«Использование шатунов»
Резерв
43.

1
1
1
1
1
1
1
1

Образовательный
набор по механике,
мехатронике и
робототехнике
Набор
LEGO
Mindstom EV3

1

1
1

1
1
1
1
1

Образовательный
набор по механике,
мехатронике и
робототехнике
Набор
LEGO
Mindstom EV3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6ч

Проектор, экран


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».