Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
№14» г. Верхняя Тура, Свердловской
области
УТВЕРЖДАЮ
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «СОШ №14»
протокол № 16 от 29.08.2024г.
Директор Жиделева Н.В.
Приказ № 248/1-ОД от 29.08.2024г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009F0FC09CFCFE4F5AD2B3B60F882CA1CE
Владелец: Жиделева Наталья Валерьевна
Действителен: с 15.01.2024 до 09.04.2025
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Школьный спортивный клуб «Динамика»
Автор
ы: Мирный Юрий Владимирович
учитель физической культуры, 1
КК
Хваткова Наталья
Владимировна
учитель физической культуры, 1
КК
ГО Верхняя Тура
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Школьный спортивный клуб «Динамика» призвана сформировать у
обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и
физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в
организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся
упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию
физических способностей. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на
ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и
психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности
человека.
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению
«Школьный спортивный клуб «Динамика» носит образовательно-воспитательный характер и
направлена на осуществление следующих целей:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому
физическому развитию обучающихся;
популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;
обучение технике и тактике спортивных игр;
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
воспитание моральных и волевых качеств.
Место учебного курса в плане дополнительного образования
Учебный курс предназначен для обучающихся 3-9 классов; рассчитан на 4,5 часа в неделю.
Учебным планом отводится 153 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание учебного курса дополнительного образования отвечает требованиям к
организации: соответствует содержанию учебного предмета «Физическая культура», не требует от
учащихся дополнительных знаний по физической культуре.
Учебный курс построен в соответствии с реальными познавательными интересами
обучающихся и предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный,
который заключается в изучении правил игры; второй — поведенческий, позволяющий закрепить
полученные знания на практике, укрепить свое здоровье.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения
программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию
ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в
командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником
деятельности.
Баскетбол
1.Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и индивидуальных
здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособность. Физическая подготовка и её связь с
развитием систем дыхания и кровообращения.
2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных
упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты
отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении.
Броски в движении после двух шагов. Учебная игра.
Волейбол
1.Основы знаний. Приёмы силовой подготовки. Основные способы регулирования
физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений.
2.Специальная подготовка. Верхняя передача двумя руками в прыжке. Прямой нападающий
удар. Верхняя, нижняя передача двумя руками назад. Совершенствование приема мяча с подачи и в
защите. Двусторонняя учебная игра. Одиночное блокирование и страховка. Командные тактические
действия в нападении и защите. Подвижные игры.
Футбол
1.Основы знаний. Правила игры в футбол. Роль команды и значение взаимопонимания для
игры. Роль капитана команды, его права и обязанности. Пояснения к правилам игры в футбол.
Обязанности судей. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечание,
предупреждение и удаление игроков с полей.
Планирование спортивной тренировки. Методы развития спортивной работоспособности
футболистов.
Виды соревнований. Система розыгрыша. Правила соревнований, их организация и
проведение.
2.Специальная подготовка. Упражнения для развития силы. Приседания с отягощением с
последующим быстрым выпрямлением подскоки и прыжки после приседания без отягощения и с
отягощением. Приседание на одной ноге с последующим подскоком вверх. Лежа на животе сгибание
ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора. Броски набивного мяча
ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удары по футбольному мячу ногами и
головой на дальность. Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Толчки плечом
партнера. Борьба за мяч.
Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в
лучезапястных суставах. То же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами. В упоре лежа
передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте). В упоре лежа хлопки ладонями.
Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевыми амортизаторами. Сжимание теннисного
(резинового) мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от
груди двумя руками. Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Ловля
набивных мячей, направляемых 2 –3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками.
Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких отрезков (10 – 30 м) из
различных исходных положений. Бег с изменениями (до 180*). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег
с изменением скорости. Челночный бег лицом и спиной вперед. Бег боком и спиной вперед (10 – 20
м) наперегонки. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками. Бег с
быстрым изменением способа передвижения. Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка
препятствий (на скорость). Рывки к мячу с последующим ударам по воротам.
Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь
достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); те же, выполняя в прыжке
поворот на 90 – 180*. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с
места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и
назад, в сторону. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы,
бедром, головой. Ведение мяча головой. Подвижные игры.
Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и поворотный бег с
мячом. Двусторонние игры. Игровые упражнения с мячом (трое против трех, двое против двух и т.д.)
большой интенсивности. Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по
воротам, выполняемые в течении 3 – 10 мин.
Упражнения для формирования умения двигаться без мяча. Бег: обычный, спиной вперед;
скрестным и приставным шагом, изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения.
Цикличный бег (с поворотным скачком на одной ноге). Прыжки: вверх, верх – вперед, вверх – назад,
вверх – вправо, вверх – влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.
Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега переступая и на
одной ноге. Остановки во время бега – выпадом, прыжком, переступанием.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и много конфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и много
конфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к
познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края,
народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому
языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художествен- ной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как
средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь
на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий
и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать
о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего
развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и
экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую
ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой
и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений
и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые
единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы
с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с
учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и
выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации
из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями
и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной
монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому
речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать
соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на
ошибку;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Баскетбол
Знать стойки игрока. Уметь совершать перемещение в стойке приставными шагами боком,
лицом и спиной вперед. Уметь совершать остановку двумя руками и прыжком. Уметь совершать
повороты без мяча и с мячом. Знать комбинации из основных элементов техники передвижений
(перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). Уметь совершать ловлю и передачу мяча на
месте и в движении без сопротивления, с пассивным и активным сопротивлением защитника. Уметь
совершать ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с
изменением направления движения и скорости. Уметь совершать ведение без сопротивления, с
пассивным и активным защитника ведущей и не ведущей рукой. Уметь совершать броски одной и
двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли), в прыжке, без сопротивления
защитника, с противодействием. Уметь совершать выравнивание и выбивание мяча. Уметь
совершать перехват мяча. Уметь совершать позиционное нападение без изменения позиций игроков,
с изменением позиций, личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину.
Знать тактические действия в нападении. Уметь совершать взаимодействие двух игроков «отдай мяч
и выйди». Уметь совершать взаимодействие двух, трех игроков в нападение и защите через «заслон».
Уметь совершать взаимодействие игроков (тройка и малая восьмерка). Уметь совершать игры по
правилам с привлечением учащихся к судейству. Знать правила организация и проведения
соревнований.
Волейбол
Уметь совершать передачу мяча у сетке и в прыжке через сетку. Уметь совершать передачу
мяча сверху, стоя спиной к цели. Уметь совершать прямой нападающий удар после подбрасывания
мяча партнером. Уметь совершать прямой нападающий удар при встречных передачах. Знать
комбинации из освоенных элементов: прием, передача, блокирование. Уметь совершать одиночное
блокирование и страховка. Уметь совершать взаимодействие игроков линии защиты и нападения.
Уметь совершать взаимодействие игроков на площадке в нападении и защите. Знать игры и игровые
задания по усложненным правилам, с ограничением пространства и с ограниченным количеством
игроков. Уметь совершать игры по правилам с привлечением учащихся к судейству. Знать жесты
судьи.
Футбол
Уметь совершать удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания
мячом в цель. Знать комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
Уметь совершать ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения
без сопротивления защитника, с пассивным и активным сопротивлением защитника, ведущей и не
ведущей ногой. Уметь совершать ложные движения. Уметь совершать перехват, выбивание мяча.
Уметь совершать удар (пас), прием мяча, остановка. Уметь совершать вбрасывание мяча из-за
боковой линии с места и с шагом. Знать как играет вратарь. Знать комбинации из освоенных
элементов техники перемещений и владения мячом. Уметь совершать команды действия. Уметь
совершать взаимодействие защитников и вратаря. Уметь совершать нападение и защиту в игровых
заданиях с атакой и без атаки ворот. Уметь совершать игры по правилам с привлечением учащихся
к судейству.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Электронно-образовательные ресурсы, используемые на занятиях: РЭШ, Учи.ру, МЭШ,
Яндекс.Учебник, Фоксфорд, Инфоурок
Наименование
разделов/тем
Баскетбол
(48 ч)
Содержание образования
1.Основы
знаний.
Взаимосвязь
регулярной физической активности и
индивидуальных здоровых привычек.
Аэробная
и
анаэробная
работоспособность.
Физическая
подготовка и её связь с развитием
систем дыхания и кровообращения.
Виды образовательной
деятельности
Стойки игрока. Перемещение в
стойке приставными шагами боком,
лицом и спиной вперед. Остановка
двумя
руками
и
прыжком.
Повороты без мяча и с мячом.
Комбинация
из
основных
элементов техники передвижений
Волейбол
(48ч)
Футбол
(57 ч)
2.
Специальная
подготовка.
Повороты на месте. Остановка
прыжком и в два шага в различных
упражнениях и подвижных играх.
Ведение
мяча
с
изменением
направления, скорости и высоты
отскока.
Челночное
ведение.
Передача одной рукой от плеча после
ведения при встречном движении.
Броски в движении после двух шагов.
Учебная игра.
1.Основы знаний. Приёмы силовой
подготовки.
Основные
способы
регулирования физической нагрузки:
по скорости и продолжительности
выполнения упражнений.
2.Специальная подготовка. Верхняя
передача двумя руками в прыжке.
Прямой нападающий удар. Верхняя,
нижняя передача двумя руками назад.
Совершенствование приема мяча с
подачи и в защите. Двусторонняя
учебная
игра.
Одиночное
блокирование
и
страховка.
Командные тактические действия в
нападении и защите. Подвижные
игры.
1.Основы знаний. Правила игры в
футбол. Роль команды и значение
взаимопонимания для игры. Роль
капитана команды, его права и
обязанности. Пояснения к правилам
игры в футбол. Обязанности судей.
Выбор места судей при различных
игровых
ситуациях.
Замечание,
предупреждение и удаление игроков с
полей.
Планирование
спортивной
тренировки.
Методы
развития
спортивной
работоспособности
футболистов.
Виды соревнований. Система
розыгрыша. Правила соревнований,
их организация и проведение.
2.Специальная
подготовка.
Упражнения для развития силы.
Приседания с отягощением с
последующим
быстрым
выпрямлением подскоки и прыжки
после приседания без отягощения и с
отягощением. Приседание на одной
ноге с последующим подскоком
вверх. Лежа на животе сгибание ног в
коленях с сопротивлением партнера
или резинового амортизатора. Броски
набивного мяча ногой на дальность за
(перемещение в стойке, остановка,
поворот, ускорение). Ловля и
передача мяча на месте и в
движении без сопротивления, с
пассивным
и
активным
сопротивлением
защитника.
Ведение мяча в низкой, средней и
высокой стойке на месте, в
движении по прямой, с изменением
направления движения и скорости.
Ведение без сопротивления, с
пассивным и активным защитника
ведущей и не ведущей рукой.
Броски одной и двумя руками с
места и в движении (после ведения,
после ловли), в прыжке, без
сопротивления
защитника,
с
противодействием. Выравнивание
и выбивание мяча. Перехват мяча.
Позиционное
нападение
без
изменения позиций игроков, с
изменением
позиций,
личная
защита в игровых взаимодействиях
2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину.
Тактические действия в нападении.
Взаимодействие двух игроков
«отдай
мяч
и
выйди».
Взаимодействие двух, трех игроков
в нападение и защите через
«заслон». Взаимодействие игроков
(тройка и малая восьмерка).
Тестирование уровня развития
двигательных способностей, уровня
сформированности
технических
умений и навыков. Игра по
правилам баскетбола. Игра по
правилам с привлечением учащихся
к судейству. Правила организация и
проведения соревнований, участие
в
соревнованиях
различного
уровня. Передача мяча у сетке и в
прыжке через сетку. Передача мяча
сверху, стоя спиной к цели. Прямой
нападающий
удар
после
подбрасывания мяча партнером.
Прямой нападающий удар при
встречных передачах. Комбинации
из освоенных элементов: прием,
передача,
блокирование.
Одиночное
блокирование
и
страховка Игры и игровые задания
по упрощенным правилам. Игра по
правилам. Взаимодействие игроков
линии защиты и нападения.
Взаимодействие
игроков
на
площадке в нападении и защите.
счет энергичного маха ногой вперед.
Удары по футбольному мячу ногами
и головой на дальность. Вбрасывание
футбольного и набивного мяча на
дальность. Толчки плечом партнера.
Борьба за мяч.
Для вратаря: из упора стоя у
стены
одновременное
и
попеременное сгибание рук в
лучезапястных суставах. То же, но
отталкиваясь от стены ладонями и
пальцами.
В
упоре
лежа
передвижение на руках вправо
(влево) по кругу (носки ног на месте).
В упоре лежа хлопки ладонями.
Упражнения для кистей рук с
гантелями
и
кистевыми
амортизаторами.
Сжимание
теннисного
(резинового)
мяча.
Многократное
повторение
упражнений в ловле и бросках
набивного мяча от груди двумя
руками. Броски футбольного и
набивного мячей одной рукой на
дальность. Ловля набивных мячей,
направляемых 2 –3 партнерами с
разных сторон, с последующими
бросками.
Упражнения для развития
быстроты. Повторное пробегание
коротких отрезков (10 – 30 м) из
различных исходных положений. Бег
с изменениями (до 180*). Бег
прыжками. Эстафетный бег. Бег с
изменением скорости. Челночный бег
лицом и спиной вперед. Бег боком и
спиной вперед (10 – 20 м)
наперегонки. Бег «змейкой» между
расставленными
в
различном
положении стойками. Бег с быстрым
изменением способа передвижения.
Ускорения и рывки с мячом (до 30 м).
Обводка препятствий (на скорость).
Рывки к мячу с последующим ударам
по воротам.
Упражнения для развития
ловкости. Прыжки с разбега толчком
одной и двух ног, стараясь достать
высоко подвешенный мяч головой,
ногой, рукой (для вратарей); те же,
выполняя в прыжке поворот на 90 –
180*. Прыжки вперед с поворотом и
имитацией ударов головой и ногами.
Прыжки с места и с разбега с ударом
головой по мячам, подвешенным на
разной высоте. Кувырки вперед и
Игры и игровые задания по
усложненным
правилам,
с
ограничением пространства и с
ограниченным
количеством
игроков. Игра по правилам с
привлечением
учащихся
к
судейству. Жесты судьи. Правила
организация
и
проведения
соревнований,
участие
в
соревнованиях различного уровня.
Удары по воротам указанными
способами на точность (меткость)
попадания
мячом
в
цель.
Комбинации
из
освоенных
элементов техники перемещений и
владения мячом. Ведение мяча по
прямой с изменением направления
движения и скорости ведения без
сопротивления
защитника,
с
пассивным
и
активным
сопротивлением
защитника,
ведущей и не ведущей ногой.
Ложные
движения.
Перехват,
выбивание мяча. Удар (пас), прием
мяча, остановка. Вбрасывание мяча
из-за боковой линии с места и с
шагом. Игра вратаря. Комбинации
из освоенных элементов техники
перемещений и владения мячом.
Команды
действия.
Взаимодействие защитников и
вратаря. Нападения и защита в
игровых заданиях с атакой и без
атаки ворот. Игра по правилам.
Игра по правилам с привлечением
учащихся к судейству. Правила,
организация
и
проведения
соревнований,
участие
в
соревнованиях различного уровня.
назад, в сторону. Жонглирование
мячом в воздухе, чередуя удары
различными частями стопы, бедром,
головой. Ведение мяча головой.
Подвижные игры.
Упражнения для развития
специальной
выносливости.
Переменный и поворотный бег с
мячом. Двусторонние игры. Игровые
упражнения с мячом (трое против
трех, двое против двух и т.д.)
большой
интенсивности.
Комплексные задания: ведение и
обводка стоек, передачи и удары по
воротам, выполняемые в течении 3 –
10 мин.
Упражнения
для
формирования умения двигаться без
мяча. Бег: обычный, спиной вперед;
скрестным и приставным шагом,
изменяя ритм за счет различной
длины шагов и скорости движения.
Цикличный бег (с поворотным
скачком на одной ноге). Прыжки:
вверх, верх – вперед, вверх – назад,
вверх – вправо, вверх – влево,
толчком двух ног с места и толчком
на одной и двух ногах с разбега. Для
вратарей: прыжки в сторону с
падением перекатом. Повороты во
время бега переступая и на одной
ноге. Остановки во время бега –
выпадом, прыжком, переступанием.
ИТОГО ПО КУРСУ
153
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
1-4
Стойки и перемещения
5-8
Остановки баскетболиста
9-12
Передача и ловля мяча
13-16
Ведение мяча
17-20
Броски в кольцо
Тактические действия:
21-24
Игра в защите
25-28
Игра в нападении
29-32
Диагностирование и тестирование
33-36
Двухсторонняя игра
37-40
Судейство и организация соревнований
41-44
Участие в соревнованиях
45-48
Участие в соревнованиях
Волейбол
49-52
Верхняя передача двумя руками в прыжке
Кол-во
часов
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
53-56
57-60
61-64
65-68
69-72
73-76
77-80
81-84
85-88
89-92
93-96
Футбол
97-100
101-104
105-108
109-112
113-116
117-120
121-124
125-128
129-132
133-153
Передача двумя руками назад
Прямой нападающий удар
Совершенствование приема мяча с подачи и в защите
Совершенствование приема мяча с подачи и в защите
Одиночное блокирование и страховка
Двусторонняя учебная игра
Двусторонняя учебная игра
Командные тактические действия в нападении и защите
Командные тактические действия в нападении и защите
Судейская практика
Соревнования
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
Удары по мячу, остановка мяча
Ведение мяча, ложные движения (финты)
Отбор мяча, перехват мяча
Выбрасывание мяча
Техника игры вратаря
Тактические действия, тактика вратаря
Тактика игры в нападении и защите
Судейская практика
Соревнования
Соревнования
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4