Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура
СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
МБОУ «СОШ №14»
(протокол № 16 от 29.08.2024г.)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ № 14»
Приказ № 248/1-ОД от 29.08.2024г.
Н.В. Жиделева
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 009F0FC09CFCFE4F5AD2B3B60F882CA1CE
Владелец: Жиделева Наталья Валерьевна
Действителен: с 15.01.2024 до 09.04.2025
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школьный театр»
Автор: Таранова Н.В.
Учитель русского языка
и литературы
ГО Верхняя Тура
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура
1. Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный театр» способствует
развитию творческих способностей обучающихся средствами театрального искусства.
Театр – это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает
развиваться полноценному человеку. Театр – искусство коллективное. Занятия
театральным творчеством дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед
партнерами, зрителями и коллективом, прививают любовь к труду. Подлинное творчество
– это талант плюс упорный, тяжелый, но радостный труд. Научить понимать радость
данного труда, попробовать раскрыть талант ребенка является одной из основных задач
объединения «Школьный театр».
Педагогическая
целесообразность
программы
–
это
комплекс
занятий
художественной направленности, каждое из которых призвано повышать уровень
образования детей и тем самым заложить основу общего культурного развития. В
программе собран и систематизирован интересный материал, который в первую очередь
необходим при получении основных умений и навыков в актерском мастерстве,
исполнительстве, искусстве словесного действия и сценической речи, сценическом
движении и пластике.
Актуальность программы в том, что школьный театр «Веселая компания»
позволяет реализовать гуманистическую направленность процессов воспитания и развития
личности ребенка в современном обществе, уделить особое внимание духовнонравственному и эстетическому воспитанию личности ребенка.
Школьный театр базируется на единстве коллективного творчества, подчиненности
общему замыслу с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого
исполнителя – с другой, имеет опыт индивидуализации и социализации.
Используя на занятиях театральной деятельностью музыку, изобразительное
искусство, литературу решаются сразу ряд проблем, предоставляя в наш педагогический
арсенал:
1. Принцип синтеза различных видов искусств.
2. Режиссуру построения игровой ситуации, в которой возможно подключение
собственного опыта ребенка.
3. Технологию развития воображения на основе игрового ассоциативного тренинга.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура
Отличительные особенности программы
Новизна
программы
предполагает
использование
системно-деятельностного
подхода в организации и проведении занятий, вовлечение учащихся в продуктивную
творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с
другой, автора своего спектакля. Это все требует от ребенка осмысления действительности,
выявления своего собственного отношения, а, значит открытости миру в противовес
замкнутости и зажиму.
Дополнительные занятия в атмосфере театрального творчества формируют и
развивают коммуникативную культуру обучающихся, их игровую культуру, формируют
его систему ценностей в обществе.
Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок осознает свою значимость в
общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство
ответственности в выполнении каких-либо поручении, обязанностей.
Наряду с этими неоспоримо важными компетентностями дополнительные занятия в
театральном кружке формируют
устную речь, развивают ее выразительные и
интонационные возможности – в общем, формируют культуру устной и сценической речи,
развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его
жизнь новыми яркими ощущениями.
Преемственность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы с программами школы
Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен
его актуальностью в воспитательном пространстве школы, художественной ценностью,
воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью.
Важно, что происходит приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим
ценностям, созданы все условия для культурного, социального развития.
Большое значение имеет приобщение детей к родной отечественной русской
культуре, воспитывается любовь к своей Родине – России. Это связано с тем, что большая
часть мероприятий обязательно основываются на любви к своему Отечеству, русском
народном творчестве.
Формируемые компетенции:
Ценностно-смысловые: обогащение эстетического вкуса.
Общекультурные: повышение общего культурного уровня.
Учебно-познавательные: расширения знаний о театральном искусстве, усвоить, что
поведение - основной материал актерского мастерства.
Коммуникативные: уметь взаимодействовать с другими людьми.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура
Социально-трудовые: воспитание трудолюбия, целеустремленности, ответственности,
требовательности к себе.
Адресат программы
Программа
предназначена
для
обучающихся
7-17
лет,
интересующихся
театральным искусством и актерским мастерством, желающих проявить себя на сцене.
Участники стремятся осуществлять вклад в общее дело на благо коллектива и самого себя.
Круг их интересов разносторонний: занятия во внеурочной деятельности, активное
участие в классных и школьных мероприятиях. Большинство из них стремятся к роли
лидера.
Срок освоения программы
Год обучения
1
Часов в неделю
Кол-во недель в году Всего часов в год
4,5
35
153
Режим занятий
Продолжительность занятий
2-2,5
Периодичность в неделю
2 раза
Количество часов в неделю
4,5
Формы организации образовательного процесса
Миниспектакли, этюды, проигрывание ситуаций, тренинги и упражнения, просмотр
и анализ, рефлексия.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Школьный драматический кружок - это совершенно иная форма организации
учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их
добывает, строит сам. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы
выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера
доверия, сотрудничества учащихся и руководителя, обращение к личному опыту учащихся,
связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.
Основная задача теоретических занятий – дать необходимые знания о театре, как
виде искусства, показать основные приемы работы со словом и текстом, расширить
кругозор знаний о культуре общения и поведения.
Практические занятия включают в себя игры и упражнения по закреплению
теоретической части, анализ характера предложенных ролей и работу по представлению их
на сцене.
Школьный театр – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции
партнерства с учащимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над
результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс
поиска, познания и самопознания.
В процессе работы учитывается индивидуальность каждого ребенка, возможность
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура
проявиться каждому. «Лишь следуя природе, а, не исправляя ее, можно добиться гармонии,
как в искусстве, так и в жизни».
Индивидуальные занятия предполагают:
-
работу с детьми, требующими дополнительных занятий по разделам
программы;
-
дополнительные репетиции;
-
работу с одаренными детьми;
-
подготовку ведущих массовых школьных мероприятий.
Цель и задачи программы:
Цель программы: воспитание культурной, социально и творчески активной
личности средствами театрального искусства.
Задачи
- формировать и развивать творческие способности обучающихся, выявлять,
развивать и поддерживать талантливых детей;
- обеспечить процесс духовно-нравственного, гражданского, патриотического,
трудового воспитания обучающихся;
- содействовать формированию ценностного отношения к театральному
искусству;
- воспитывать культуру общения и культуру поведения;
- способствовать формированию и сплочению детского коллектива;
- воспитывать дружелюбие и вежливость в отношениях со сверстниками;
- способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни
посредством развития чувства прекрасного, положительного отношения к
труду;
- способствовать формированию социальной активности обучающихся через
участие в деятельности объединения;
- формировать потребность в саморазвитии.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура
2. Учебный план
№
п/п
Название раздела, тема
Количество часов
всего
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11.
12.
Права
и
обязанности
кружковцев.
Инструктаж по технике безопасности.
Азбука театра.
4
40
Элементы внешней и внутренней техники
актера.
Перевоплощение. Превращение.
25
Промежуточная аттестация обучающихся.
2
Этика творчества.
5
Словесное действие.
5
Художественное слово.
5
Постановка спектакля
50
Коллективная особенность театра.
15
Мы – зрители.
4
Итоговое занятие «Творческий отчет»
2
Промежуточная аттестация.
Всего за год:
153
Формы
аттеста
ции
(контро
ля)
теория
1
практика
-
1
4
3
36
2
1
1
1
2
1
-
23
1
4
4
5
50
13
3
2
14
Аттестация
Аттестация
144
2. Содержание учебного плана
Раздел I. Азбука театра (5 часов).
Теория: Знакомство с группой. Права и обязанности кружковцев.
Знакомство с правилами поведения в кружке, с техникой безопасности на занятиях, во
время посещения спектаклей, поездок в автобусе, правилами противопожарной
безопасности.
Введение в программу. Знакомство с программой кружка, основные моменты.
Беседа на тему «Что мы знаем о театре?» Краткое содержание тем программы. Презентация
о театральной жизни. Театр как вид искусства.
Практика: Театр вокруг нас. Путешествие по театральным картинкам и программкам.
Ролевая игра «Мы идем в театр». Импровизация «Кто какую роль играет в жизни».
Актер – главное «чудо» театра. Беседа «Почему актера называют чудом?» О
профессии актера и его способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку»,
«Одно и то же по-разному».
Раздел II. Элементы внешней и внутренней техники актера (65 часов).
Теория: Понятия внешняя и внутренняя техника актера, из каких элементов состоит.
Формирование навыка творческой мобилизации (2 часа).
Практика: упражнения на развитие зрительного внимания «Повтори позу», «Зеркало»,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура
«Равномерно занять класс», «Кто во что одет», «Круг» и т.д. Упражнения на развитие
слухового внимания и других сенсорных умений «Послушаем тишину», «Воробей-ворона»,
«Летает не летает», «Узнай товарища», «Увидеть пальцами», «Цветочный магазин»,
«Душ», «Кондитерская» и т.д.
Память физических действий (3 часа).
Практика: Правильное распределение внимания и мускульных напряжений в процессе
работы с воображаемыми предметами. Где глаза? Какая мускулатура работает.
Индивидуальные задания на память физических действий. Игра «Где мы были мы не
скажем, а что делали покажем».
Перевоплощение. Превращение (4 часа).
Теория: Формирование первоначального представления о перевоплощении.
Практика: Выполнение этюдов через пластические характеристики растительного мира:
этюды «Я – дерево, цветок, травинка, листик на ветру» и т.п. Упражнения «Превращение
предмета», «Превратился сам», «Действие – подражание».
Пространство (2 часа).
Практика: Сочинение и исполнение этюдов «Я в море», «Я в дремучем лесу», «Я в
горах», «Я в пустыне». Упражнение «Эхо». Упражнения на звукоподражание.
Звучание (3 часа).
Практика: Выполнение упражнений на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум
морских волн, вой ветра и т.д. Голоса птиц, кошек, собак, лошадей, коров и т.д. Голос
медведя, тигра, волка. Разговор обезьян. Жужжание мух, комара, пчел, кваканье лягушек
и т.д. Этюд «Птичий переполох».
Сценическое движение (4 часа).
Практика: Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук «Волна»,
«Подводные растения» «Деревья», «Плавники» и т.д. Упражнения на развитие умения
двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом.
Сценическая речь. Развитие речевого аппарата (5 часов).
Практика: Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти
(выполнение упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная
сетка», «Покусывание», «Лопатки – жало», «Лошадки» и т.д. Упражнения «и,э,а,о,у,ы»;
двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы- ббы» и т.п. Сказ о том, как была
придумана азбука ( по сказке Р.Киплинга). Знакомство с русским детским фольклором
через работу над скороговорками типа: Добры бобры идут в боры.
Распределение звука в сценическом пространстве ( 3часа).
Практика: Освоение пространства через звук (навык «посыла»); игры с мячом, бросание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура
слогов вперед-вдаль с помощью руки; произношение скороговорок шепотом с посылом на
дальнее расстояние. Упражнение «Эхо».
Промежуточная аттестация обучающихся. Контроль знаний в виде теста.
Выполнение индивидуальных заданий. Показ спектакля.
Словесное действие (5 часов).
Практика: Формирование первоначального представления о словесном действии.
Выполнение одной и той же скороговоркой разных действенных задач (например, просить,
приказывать, одобрять, звать, спрашивать и т.д) Выполнение одной и той же скороговоркой
противоположных по смыслу действий (например, объяснять – переспрашивать, просить –
отказывать, упрекать – умолять, одобрять – критиковать и т.д). Овладение формой диалога:
-исполнение этюдов в форме вопроса-ответа, просьбы-ответа, предложения- ответа и т.д.
Придумывание этюдов на словесное действие.
Художественное слово (6 часов).
Практика: Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских стишков).
Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения, задачи. Подготовка
чтецов.
Постановка миниспектакля (10 часов).
Практика: Первоначальное представление о поэтапной работе над спектаклем: работа за
столом, репетиции на сцене, выпуск спектакля, показ спектакля (зритель как обязательный
компонент творчества). Умение жить в режиме работы над спектаклем.
III. Этика творчества (19 часов).
Коллективная особенность театра (4 часа).
Теория: Знакомство с театром как коллективным видом искусства.
Практика: Коллективные упражнения. Игры на взаимодействие. Формирование умения
работать не только на себя (свою роль), но и общую «копилку». Подчинять свои интересы
интересам коллектива.
Выразительные средства театра я (2 часа).
Теория: Первоначальное представление о видах и жанрах театрального творчества. Связь
театра с другими видами искусства: литературой, музыкой, танцем, ИЗО.
Практика: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе
и характере. Выполнение этюдов с использованием различных костюмов, декораций,
музыки, танцев, реквизита. Связь театра с другими видами искусства: литературой,
музыкой, танцем, ИЗО.
Театр-экспромт (7 часов).
Теория: Что такое «экспромт»?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура
Практика: Разыгрывание такого вида театральных сюжетов.
Мы – зрители (4 часа).
Теория: Правила поведения в зрительном зале.
Практика:
Посещение,
просмотр
и
обсуждение
спектаклей
самодеятельных
и
профессиональных театров. Просмотр и обсуждение видеоспектаклей.
Итоговое занятие «Творческий отчет» (2 часа).
Показ спектакля на зрителей. Анализ своих собственных работ и товарищей. Умение
адекватно воспринимать замечания. Планируемые результаты
Личностные:
- стремятся к развитию творческих способностей;
- умеют управлять своим эмоциональным состоянием;
- умеют доводить дело до конца;
- способны проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию
собеседников;
- способны высказывать свое мнение.
Метапредметные:
- успешно выполняют задания;
–умеют делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы группы;
-проявляют организаторские способности;
-способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.
- способны к рефлексии;
Предметные: учащиеся знают:
- основные театральные понятия и определения;
- основы внешней и внутренней техники актера;
- игры на развитие актерских способностей;
- основы публичного выступления;
- могут воплотить свои способности в различных ролях.
4.
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Программа построена на принципах разноуровневости, вариативности, учета
возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет корректировать ее,
согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребёнка в творческом
развитии.
Принципы дидактики:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
-принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами
театральной культуры;
- принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение теоретического и
практического материала;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
При освоении программы соблюдаются требования преемственности усвоения
материала
внутри
разделов,
прослеживаются
межпредметные
связи
с
другими
образовательными областями. Важнейшие педагогические принципы постепенности и
последовательности требуют от педагога применения различных подходов к учащимся,
исходящих из оценки личностных данных уровня их подготовки.
Применение
личностно-ориентированных
технологий
(игровые,
проблемное
обучение, деятельностный подход), ИКТ способствует достижению эффективности
освоения программы.
Оценочные материалы.
Формы
контроля:
наблюдение,
анкетирование,
тестирование,
анализ
просмотренного, презентация, консультация.
Формой подведения итогов реализации программы является индивидуальная работа
обучающихся над созданием сценических образов, показы миниспектаклей.
Аттестационным материалом для учащегося является тестирование, а также
защита миниспектакля.
Наряду с лекционными формами применяются тренинги, этюды, ролевые игры,
творческие
задания,
публичные
выступления:
театрализованные
представления,
миниспектакли. Занятия проводятся коллективно, по группам и индивидуально. Наиболее
продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе тренинг (не более 10-15
минут) и практическую деятельность, связанную с репетицией театральной постановки.
Участие в работе над театральной постановкой позволяет формировать у
обучающихся умения анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения,
конфликты, в разрешении которых важны не только правильное решение, но и поведение,
интонация, мимика и т.д. Опыт проведения работы над театральной постановкой
показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей,
способствуют развитию уверенности в себе, творческому развитию.
Защита
творческих
заданий
(этюдов)
проводится
с
целью
развития
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура
коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить быстро и аргументированно).
Данная форма формирует навыки открытого общения и умения применять полученные
знания на практике в новой ситуации.
Проектирование и моделирование - реализуются с целью создания условий
воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как
индивидуальной, так и групповой.
Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение
степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов.
Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др.
Конкурс внутри творческого объединения направлен на самопознание себя путем
сравнения себя и сверстника. Результативность участия в конкурсах позволяет реализовать
«ситуацию успеха».
Театральная постановка (этюд, миниспектакль, театрализованное представление)
- основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая
деятельность детей и взрослых. Она ориентирована на получение результата своего труда.
Методическое обеспечение программы
№
Раздел, тема
Дидактическое и Формы контроля
техническое
обеспечение
I. Азбука театра.
Анкетирование
коллективная
Дидактический
беседа,
материал,
ручки,
самостоятельная
карандаши,
столы,
стулья
работа
II. Элементы внешней иколлективная
Дидактический
Наблюдение,
внутренней
техники беседа, упражненияматериал, реквизит анализ,
этюды,
ролевыедля показа этюдов, коллективная
актера.
игры,
подготовкаролевых
игр, работа
миниспектакля
миниспектакля,
миниспектакль
столя, стулья
Промежуточная
Тестирование,
Бланк тестов для Контрольное
аттестация.
этюды
каждого учащегося тестирование,
III
Этика творчества.
коллективная
Дидактический
Наблюдение.
беседа,
тренинг, материал, реквизит анализ
упражнения,
для показа этюдов,
творческие задания ролевых игр, столя,
стулья
Итоговая аттестация.
коллективная
Реквизит,
творческий
работа, анализ
необходимый
для отчет, анализ
выступления
Формы, методы и
приёмы обучения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура
Список литературы
Для обучающихся
1. Ю.Алянский «Азбука театра». Л. Детская литература., 1990
2. Детская энциклопедия. Театр. М., Астрель, 2002
Для педагога
1. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М., Просвещение 1995.
2. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы» М., Просвещение
1995
3. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства» М.,
Искусство.
4. Н.Абалкин «Рассказы о театре» М., Молодая гвардия