Программа обучения русскому языку детей иностранных граждан, не владеющих русским языком

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования Свердловской области
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГАОУ ДПО СО «ИРО»)
Кафедра филологического образования

Утверждено
Научно-методическим советом
ГАОУ ДПО СО «ИРО»
протокол №11 от 27.10.2025 г.

Типовая программа обучения русскому языку детей иностранных
граждан, не владеющих русским языком
(Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по русскому языку как неродному (новому)

Автор:
Смирнова Н. Л.,
доцент кафедры
филологического образования
ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Екатеринбург
2025

Раздел 1. «Характеристика программы»
Пояснительная записка
Программа разработана с целью оказания методической помощи
учителю русского языка в организации обучения детей иностранных граждан
русскому языку на уровне, достаточном для освоения образовательной
программы начального общего образования.
Актуальность программы определяется необходимостью владения
русским языком как государственным языком Российской Федерации,
языком обучения в общеобразовательной российской школе на уровне,
достаточном для освоения образовательной программы начального общего
образования.
Документы, определяющие содержание программы:
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
04.03.2025 № 170 «Об утверждении Порядка проведения в государственной
или муниципальной общеобразовательной организации тестирования на
знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
иностранных граждан и лиц без гражданства» (зарегистрирован Минюстом
России
14.03.2025
№
81552).
Режим
доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411563589/ (дата обращения –
04.10.2025)
2. Приложение к Порядку проведения в государственной или
муниципальной общеобразовательной организации тестирования на знание
русского языка, достаточное для освоения образовательных программ
начального, основного общего и среднего общего образования, иностранных
граждан и лиц без гражданства, утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 4 марта 2025 г. № 170. Режим
доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411563589/
(дата
обращения – 04.10.2025)
3. Спецификация диагностических материалов для проведения
тестирования на знание русского языка иностранных граждан и лиц без
гражданства, поступающих в 1 класс (подготовлена федеральным
государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный
институт педагогических измерений») Федеральная служба по надзору в
сфере образования и науки. 2025. Режим доступа: https://fipi.ru/inostr–
exam/inostr–exam–deti (дата обращения – 04.10.2025)
4. Демонстрационный вариант диагностических материалов для
проведения тестирования на знание русского языка иностранных граждан и
лиц без гражданства, поступающих в 1 класс (подготовлен федеральным
государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный
институт педагогических измерений») Федеральная служба по надзору в
сфере образования и науки. 2025.Режим доступа: https://fipi.ru/inostr–
exam/inostr–exam–deti (дата обращения – 04.10.2025)

Содержание программы распределено по лексико-грамматическим
разделам и видам речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и
письмо на русском языке. Освоение образовательной программы по
русскому языку и по основным учебным предметам требует владения
фонетическим строем русской речи, соответствующего словарного запаса,
владения лексикой различных тематических групп, владения синтаксисом
учебно-научной речи на русском языке и их активного использования в речи
в соответствии с ситуацией общения.
На основе данной примерной программы учитель может разработать
календарно-тематическое планирование с учетом возрастных особенностей
обучающихся и уровня их индивидуальной подготовки.
Примерный срок освоения программы: 127 часов: 3 месяца – 13
недель – 26 тем – 10 часов в неделю (последняя неделя: 5 часов и зачет 2
часа).
Учитель может определять количество часов самостоятельно. Все
зависит от исходного уровня подготовки обучающихся. Учебнотематический план тоже составляется учителем в соответствии с
потребностями контингента обучающихся.
Данная программа может быть использована при обучении
иностранных граждан, лиц без гражданства, а также при обучении граждан
России 6–14 лет, не владеющих или слабо владеющих русским языком.
Форма обучения: очная.
Раздел 2. «Содержание программы»
Цель: формирование фонетических, лексико-грамматических навыков,
комплексно реализующихся во всех видах речевой деятельности (в
говорении, чтении, слушании и письме), а также создание условий для
этносоциокультурной адаптации обучающихся и их воспитания посредством
освоения русского языка как государственного языка Российской Федерации
и языка обучения в общеобразовательной российской школе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Уровень
умениями:

Предметные результаты
результативности обучения определяется

следующими

1. Слушание
Понимать обращенную речь.
Понимать на слух текст по отработанной тематике объёмом 150–200
слов.
Понимать на слух информацию, содержащуюся в звучащем тексте,
которая дается в рамках изученных тем с учетом лексико-грамматического
материала элементарного уровня.

Определять основную мысль звучащего текста и отвечать на вопросы
по содержанию.
2. Говорение
Знакомиться.
Узнавать и сообщать биографические сведения о себе и третьем лице.
Узнавать и сообщать об увлечениях, интересах.
Поздравлять с праздником (государственным, национальным,
семейным).
Благодарить, отвечать на поздравление; выражать пожелание.
Вручать/принимать подарок; приглашать на праздник, в гости;
принимать приглашение / отказываться от приглашения, объяснять причину
отказа.
Договариваться о времени, о месте встречи.
Узнавать, сообщать адрес, телефон.
Узнать / сообщить, где что находится; как туда дойти / доехать; далеко
это или близко; сколько стоит проезд, как оплатить проезд; пользоваться
расписанием транспорта; указателями на улицах, вокзалах, в аэропорту.
Рассказывать, как прошла экскурсия, выразить оценку.
Предложить/принять предложение позавтракать/пообедать/поужинать;
отказаться от предложения, объяснить причину отказа; договориться о месте
и времени встречи; читать меню; выбрать и заказать блюда и напитки; узнать
/ сообщить о любимых блюдах, о своём выборе; оплатить обед / ужин.
Вести диалог-расспрос.
Участвовать в диалогах на знакомую тему.
Вести диалог с целью получить информацию по заданной теме.
Отвечать на вопросы.
Самостоятельно задавать вопросы на интересующую тему и строить
общение на основе ответов на вопросы.
Строить монологическое высказывание на основе прочитанного или
услышанного текста.
Строить простые короткие связанные высказывание на знакомые темы
(с предварительной подготовкой / без предварительной подготовки).
Самостоятельно строить связанное высказывание с опорой на
сюжетные картинки.
Строить короткие логически связанные высказывания на знакомые
темы.
Устно воспроизводить прочитанное или прослушанное в виде монолога
(пересказ) с опорой на вербальные средства (план, опорные предложения,
опорные слова), невербальные средства (схема, таблица, тематическая
картинка, видеоряд).
Строить
и
продуцировать
самостоятельное
монологическое
высказывание на определённую тему с опорой на вербальные и невербальные
средства.
Соблюдать нормы ударения, типы интонационных конструкций.

3. Чтение
Владеть изучающим чтением текста объемом 100 слов.
Владеть ознакомительным чтением текста объемом 300 слов.
Читать текст с правильным произношением звуков.
Соблюдать слитность чтения слогов и слов в словосочетании
предложениях.
Соблюдать нормы ударения, типы интонационных конструкций.
Определять тему прочитанного текста.
Понимать содержание текста.
Отвечать на послетекстовые вопросы.
4. Письмо
Владеть основами (печатной и рукописной) русской графики.
Списывать текст с выполнением заданий, основанных на лексикограмматическом минимуме элементарного уровня.
Записывать под диктовку, отдельные слова, словосочетания и
небольшие тексты по предъявленному ранее материалу (диктант).
Составлять в письменной форме план прочитанного или
прослушанного текста. Объём предъявленного текста от 150 до 300 слов.
Излагать в письменном виде полученную в письменной или устной
форме информацию (изложение). Объём предъявляемого текста от 200 до
300 слов.
Составлять
самостоятельно
тексты
описательного
и
повествовательного характера на сформулированную преподавателем тему
(сочинение).
5. Фонетика
Знать алфавит русского языка, соотношение звуков и букв. Различать
согласные и гласные звуки.
Различать согласные по глухости – звонкости. Понимать процессы
оглушения и озвончения.
Различать твёрдые и мягкие согласные перед гласными и согласными.
Произносить сочетания двух, трёх, четырёх согласных в начале, в
середине и на конце слова.
Знать правила чтения некоторых сочетаний согласных, особенности
артикуляции русских гласных под ударением, произношения букв е, ё, ю, я в
различных позициях.
Произносить безударные гласные на месте букв е, я.
Произносить безударные гласные на месте буквы е после твердых
согласных ж, ш, ц.
Различать типы интонационных конструкций. Произносить фразы в
соответствии с ними.

6. Грамматика
Имя существительное
Отличать имена существительные от слов других частей речи.
Определять признаки имен существительных: одушевленные и
неодушевленные, собственные и нарицательные, единственное и
множественное число, род, склонение, падеж.
Употреблять имена существительные в речи в соответствии с их
признаками.
Изменять имена существительные по падежам.
Определять значение имен существительных в именительном падеже:
субъектное значение, лицо активного действия, название предмета или лица,
предмет обладания, идентификация лица, обращение, квалификация
предметов (классификация), квалификация лица (признак); число месяца,
день недели, время года; факты, события; местонахождение, состояние лица.
Знать словообразовательные модели имен существительных.
Выделять суффиксы (-онок, -ёнок), называющие детёнышей животных;
суффиксы (-тель/ниц(а), -ник/ ниц(а), -чик/чиц(а), -щик/щиц(а), -ист, -ор /-ёр,
/-ер), называющие лиц мужского/женского пола по профессии, роду занятий;
суффиксы (-тель -льник), называющие механизмы, бытовые предметы,
орудия, приспособления: выключатель, холодильник, умывальник,
будильник.
Местоимение
Различать личные, вопросительные и притяжательные местоимения.
Согласовывать притяжательные местоимения с существительными в
единственном и множественном числе.
Определять категорию рода у притяжательных местоимений в
единственном числе.
Имя прилагательное
Отличать полные прилагательные от слов других частей речи.
Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и
падеже (в форме именительного падежа единственного числа).
Глагол
Отличать глагол от слов других частей речи.
Определять начальную форму глагола (инфинитив), настоящее время
глагола, спряжение.
Знать отличия глаголов 1 и 2 спряжения. Выделять личные окончания
глагола.
Изменять глагол по лицам и числам в настоящем времени.
Наречие
Отличать наречия от слов других частей речи.
Определять разряды наречий: наречия образа действия; наречия меры,
степени; наречия места; времени; предикативные наречия; предикативные
наречия с модальными значениями долженствования, возможности,
необходимости.

Служебные части речи
Понимать отличия слов служебных частей речи от слов
самостоятельных частей речи.
Определять сочинительные союзы в предложениях.
Находить соединительные и противительные союзы в простом и
сложном предложениях.
Словообразование и словоизменение
Иметь представление о составе слов в русском языке, об основе и
окончании.
Выделять
окончания
существительных
в
единственном
и
множественном числе именительного падежа.
Выделять
окончания
прилагательных
в
единственном
и
множественном числе именительного падежа.
Иметь представление о частях слова: корень, суффикс и приставка.
Выделять корни, суффиксы и приставки в словах.
Иметь представление об однокоренных словах.
Иметь представление о сложных словах.
Знать словообразовательные модели имен существительных.
Определять слова, от которых образованы существительные с
суффиксами (-онок, -ёнок), называющие детёнышей животных;
существительные с суффиксами (-тель/ниц(а), -ник/ниц(а), -чик/чиц(а), щик/щиц(а), -ист, -ор /-ёр, /-ер, -ец), называющие лиц мужского / женского
пола по профессии, роду занятий; существительные с суффиксами (-тель –
льник),
называющие
механизмы,
бытовые
предметы,
орудия,
приспособления; наречия на –о (-е): хорошо, плохо, правильно;
прилагательные с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -енн-, -ан-.
Уметь образовывать новое слово с помощью изученных суффиксов:
существительные с суффиксами (-онок, -ёнок), называющие детёнышей
животных; существительные с суффиксами (-тель/ниц(а), -ник/ниц(а), чик/чиц(а), -щик/щиц(а), -ист, -ор /-ёр, /-ер, -ец), называющие лиц мужского /
женского пола по профессии, роду занятий; существительные с суффиксами
(-тель –льник), называющие механизмы, бытовые предметы, орудия,
приспособления; наречия на –о (-е): хорошо, плохо, правильно;
прилагательные с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -енн-, -ан-.
Синтаксис
Иметь представление об однородных членах предложения и
обращении.
Составлять предложения с однородными членами и обращениями.
Знать виды простого предложения, определять субъект в предложении
и его действие.
Иметь представление о связном тексте: смысловом единстве темы,
порядке следования частей, формально-логических средствах связи.

7. Лексика
Владеть лексикой следующих тематических групп: Школа (Я в школе.
Я на уроке. Я после уроков); Город (Я на улице. Транспорт); Мой дом (Моя
семья, мои родственники. Где я живу. Моя городская квартира. Мой
деревенский дом); Мой день (Мой распорядок дня. Мои любимые занятия.
Помогаю маме и папе. Я жду гостей. Угощение); Человек (Внешность.
Характер. Профессии); Человек. (Части тела. Здоровье. Культура); Время
года (Погода. Что мы носим. Как мы играем. Спорт); Животный мир
(Домашние животные и их детёныши. Дикие животные. Кто где живёт);
Растительный мир (Дикие и культурные растения. Что где растет. Мы на
природе. Занятия. Правила поведения); Питание (Я за столом. Что и когда
мы едим. В магазине «Продукты»); Магазин (Одежда и обувь); Праздники
(Календарь. Гости. Школьный праздник).
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные учебные действия:
 выражать речь в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию тем или явлений,
устанавливать причинно-следственные связи;
 строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
 принимать основы смыслового чтения художественных и
познавательных текстов, выделять основную информацию из текстов разных
видов;
 осуществлять поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
 строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 адекватно использовать речевые средства для решения
коммуникативных задач,
 строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы, необходимые для совместной работы с

партнёрами;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
 учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других
людей;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению
проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
 содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и
позиций всех участников;
 точно, последовательно и полно передавать партнёру информацию
как ориентир для построения действий;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач;
 формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других субъектов;
 контролировать и адекватно оценивать ситуацию и возникшие
трудности, а также предлагать способы их разрешения;
 различать способ и результат действия;
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
материале в сотрудничестве с учителем;
 планировать условиями реализации учебной задачи;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия; выполнения заданий
и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

СОДЕРЖАНИЕ
Обсуждаемые темы. Лексика
Знакомство. Рассказ о себе и членах семьи. Мои увлечения и интересы.
Государственные, национальные, семейные праздники. Поздравление.
Пожелания. Вручение и принятие подарков. Выражение благодарности.
Приглашение на праздник и/или в гости. Место, время, адрес. Городское
пространство. Самостоятельное передвижение по городу (где что находится;
как туда дойти / доехать; далеко это или близко; сколько стоит проезд, как
оплатить проезд; пользоваться расписанием транспорта; указателями на
улицах, вокзалах, в аэропорту). На экскурсии. Кухня. Моё любимое блюдо. В
кафе/ресторане. Формулы речевого этикета. Школа (Я в школе. Я на уроке. Я
после уроков). Город (Я на улице. Транспорт). Мой дом (Моя семья, мои
родственники. Где я живу. Моя городская квартира. Мой деревенский дом).
Мой день (Мой распорядок дня. Мои любимые занятия. Помогаю маме и
папе. Я жду гостей. Угощение). Человек (Внешность. Характер. Профессии).
Человек. (Части тела. Здоровье. Культура). Время года (Погода. Что мы
носим. Как мы играем. Спорт). Животный мир (Домашние животные и их
детёныши. Дикие животные. Кто где живёт). Растительный мир (Дикие и
культурные растения. Что где растет. Мы на природе. Занятия. Правила
поведения). Питание (Я за столом. Что и когда мы едим. В магазине
«Продукты»). Магазин (Одежда и обувь). Праздники (Календарь. Гости.
Школьный праздник).
Слушание
Прослушивание текста по отработанной тематике объёмом 150–200
слов.
Понимание информации, содержащейся в звучащем тексте, дающейся в
рамках изученных тем с учетом лексико-грамматического материала
элементарного уровня.
Определение основной мысли звучащего текста, ответы на вопросы по
содержанию.
Чтение
Изучающее чтение текста объемом 100 слов.
Ознакомительное чтение текста объемом 300 слов.
Чтение текста с правильным произношением звуков.
Слитность чтения слогов и слов в словосочетании, предложениях.
Нормы ударения, типы интонационных конструкций.
Определение темы прочитанного текста. Выполнение заданий по
прочитанному тесту. Ответы на послетекстовые вопросы.
Говорение
Диалог-расспрос.
Диалог на знакомую тему.
Диалог с целью получения информации по заданной теме.
Ответы на вопросы. Вопросы на интересующую тему. Общение на
основе ответов на вопросы.

Монологическое высказывание на основе прочитанного или
услышанного текста.
Простые короткие связанные высказывание на знакомые темы (с
предварительной подготовкой / без предварительной подготовки).
Связанное высказывание с опорой на сюжетные картинки.
Короткие логически связанные высказывания на знакомые темы.
Воспроизведение прочитанного или прослушанного в виде монолога
(пересказа) с опорой на вербальные средства (план, опорные предложения,
опорные слова), невербальные средства (схема, таблица, тематическая
картинка, видеоряд).
Самостоятельное монологическое высказывание на определённую тему
с опорой на вербальные и невербальные средства.
Письмо
Основы (печатной и рукописной) русской графики.
Списывание текста с выполнением заданий, основанных на лексикограмматическом минимуме элементарного уровня.
Записывание под диктовку отдельных слов, словосочетаний и
небольших текстов по предъявленному ранее материалу (диктант).
Составление в письменной форме плана прочитанного или
прослушанного текста. Объём предъявленного текста от 150 до 300 слов.
Изложение в письменном виде полученной в письменной или устной
форме информации (изложение). Объём предъявляемого текста от 200 до 300
слов.
Самостоятельное
составление
текстов
описательного
и
повествовательного характера на сформулированную преподавателем тему
(сочинение).
Фонетика. Графика
Алфавит. Соотношение звуков и букв.
Согласные. Различение согласных по глухости – звонкости.
Оглушение. Озвончение.
Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными и
согласными.
Сочетания согласных. Произношение сочетаний двух, трёх, четырёх
согласных в начале, в середине и на конце слова.
Правила чтения некоторых сочетаний согласных.
Гласные. Особенности артикуляции русских гласных под ударением.
Произношение букв е, ё, ю, я в различных позициях.
Безударные гласные (редукция).
Произношение безударных гласных на месте букв е, я.
Произношение безударных гласных на месте буквы е после твердых
согласных ж,ш, ц.
Ритмика слова: односложные, двусложные модели, трехсложные
модели, четырехсложные модели.
Типы интонационных конструкций. ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4.
Синтагматическое членение.

Грамматика
Имя существительное
Одушевленные и неодушевленные существительные.Собственные и
нарицательные существительные.Единственное и множественное число
имени существительного. Род имени существительного (существительные 1,
2 склонения). Категория падежа. Значение и употребление падежей.
Именительный падеж: субъектное значение, лицо активного действия,
название предмета или лица, предмет обладания, идентификация лица,
обращение, квалификация предметов (классификация), квалификация лица
(признак); число месяца, день недели, время года; факты, события;
местонахождение, состояние лица.
Словообразовательные модели существительных. Существительные с
суффиксами (-онок, -ёнок), называющие детёнышей животных.
Существительные с суффиксами (-тель/ниц(а), -ник/ ниц(а), -чик/чиц(а), щик/щиц(а), -ист, -ор /-ёр, /-ер), называющие лиц мужского/женского пола по
профессии, роду занятий. Существительные с суффиксами (-тель -льник),
называющие механизмы, бытовые предметы, орудия, приспособления:
выключатель, холодильник, умывальник, будильник
Местоимение
Личные, вопросительные и притяжательные местоимения.
Согласование притяжательных местоимений с существительными в
единственном и множественном числе. Категория рода у притяжательных
местоимений в единственном числе.
Имя прилагательное
Полные
прилагательные.
Согласование
прилагательных
с
существительными в роде, числе и падеже (в форме именительного падежа
единственного числа).
Глагол
Инфинитив. Настоящее время глагола. Глаголы 1 и 2 спряжения.
Личные окончания глагола.
Наречие
Наречия образа действия; наречия меры, степени; наречия места;
времени; предикативные наречия; предикативные наречия с модальными
значениями долженствования, возможности, необходимости.
Служебные части речи
Соединительные и противительные союзы в простом и сложном
предложениях.
Словообразование и словоизменение
Состав слова. Понятие об основе и окончании.
Окончания существительных в единственном и множественном числе
именительного падежа.
Окончания прилагательных в единственном и множественном числе
именительного падежа.
Понятие о частях слова: корень, суффикс и приставка. Однокоренные
слова (общее понятие).

Сложные слова.
Словообразовательные модели существительных: существительные с
суффиксами (-онок, -ёнок), называющие детёнышей животных;
существительные с суффиксами (-тель/ниц(а), -ник/ниц(а), -чик/чиц(а), щик/щиц(а), -ист, -ор /-ёр, /-ер, -ец), называющие лиц мужского / женского
пола по профессии, роду занятий; существительные с суффиксами (-тель-, льник-),
называющие
механизмы,
бытовые
предметы,
орудия,
приспособления.
Наречия на -о (-е): хорошо, плохо, правильно.
Прилагательные с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -енн-, -ан-.
Синтаксис
Однородные члены предложения (Это парта и стул).
Обращения (Маша, покажи, пожалуйста, тетрадь).
Виды простого предложения:
Способы выражения грамматического и логического субъекта в
предложении.
Текст. Понятие о связном тексте (смысловое единство темы, порядок
следования частей, формально-логические средства связи).

Учебно-тематический план
№

Лексические
темы

Кол
-во
часо
в

1

Я в школе. Я на 5
уроке

2

Я после уроков

3

Я на улице. 5
Транспорт

5

Аспекты
языковой и
коммуникат
ивной
компетенции
Входная
диагностика
Фонетика и
обучение
чтению
и
письму

Содержание

Тестирование по КИМам ФИПИ

Русский алфавит. Соотношение звуков и
букв. Характеристика звуков: гласные и
согласные. Произношение: «А, О, У, М, С».
Фонетические упражнения.
Интонация ИК – 1, ИК – 2.
Грамматика
Имя существительное.
Одушевлённые существительные. Кто
это?
Конструкции: Как тебя зовут? Меня
зовут...
Союзы: «и», «а».
Личные местоимения: «я», «ты», «он»,
«она».
Говорение,
Работа по сюжетной картинке/фотографии.
слушание и Диалоги.
речевой
Игровые коммуникативные задания.
этикет
Фонетика и Русский алфавит. Соотношение звуков и
обучение
букв: (Р[р], Ш[ш], Х[х]). Фонетические
чтению
и упражнения.
письму
Интонация вопросительного предложения
без вопросительного слова ИК – 3.
Отрицательный ответ – ИК–2.
Грамматика
Имя существительное. Одушевлённые
и неодушевлённые существительные.
Кто? Что? Кто это? Что это?
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.
Слушание.
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Фонетика и Алфавит. Соотношение звуков и букв:
обучение
(Л[л],
Н[н],
Ы[ы]).
Фонетические
чтению
и упражнения.
письму
Ритмика, ударение.
Грамматика
Местоименные наречия: там, здесь.
Личные местоимения: мы, вы, они.
Конструкция: Мне нравится...Мне нравится
школа.
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.

речевой
этикет

4

Мой
распорядок дня

5

Фонетика и
обучение
чтению
и
письму
Грамматика

Говорение,
слушание и
речевой
этикет

5

Мои любимые 5
занятия.
Я
помогаю маме
и папе

Фонетика и
обучение
чтению
и
письму
Грамматика

Говорение,
слушание и
речевой
этикет

6

Моя
семья, 5
родственники

Диалоги.
Игровые коммуникативные задания.
Слушание.
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Алфавит. Соотношение звуков и букв.
(Т[т],
И[и],
К[к]).
Фонетические
упражнения.
ИК-1, ИК-2. Ритмика слова, ударение.
Имя существительное.
Собственные и нарицательные
существительные.
Екатеринбург – это город. Россия – это
страна.
Елена – это имя.
Я – мальчик. Моё имя –…Мне 7 лет.
Говорение
Работа по сюжетной картинке/фотографии.
Диалоги.
Игровые коммуникативные задания.
Слушание.
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Алфавит. Соотношение звуков и букв
(З[з],
Й[й],
П[п]).
Фонетические
упражнения.
Постановка правильного ударения.
Имя существительное.
Единственное и множественное число
имени существительного, категория рода.
Один – много, одна – много, одно – много.
Мальчик – мальчики, стол – столы, девочка
– девочки, лента – ленты, окно – окна.
Говорение
Работа по сюжетной картинке/фотографии.
Диалоги.
Игровые коммуникативные задания.
Слушание.
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Алфавит. Соотношение звуков и букв.
(В[в], Д[д], Г[г]) (В, Д, Г). Фонетические
упражнения. Ритмика. Ударение.

Фонетика и
обучение
чтению
и
письму
Грамматика
Имя существительное.
Категория рода.
ОН /ОНА/ОНО
ОН – мой, ОНА – моя, ОНО – моё.
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.

7

Где я живу 5
(Моя квартира.
Мой дом)

Фонетика
обучение
чтению
письму
Грамматика

Слушание
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
и Алфавит. Соотношение звуков и букв (Б[б],
Ж[ж], Е[е]). Фонетические упражнения.
и ИК–2, ИК–3.

Говорение,
слушание и
речевой
этикет

8

Я жду гостей. 5
Угощение

Фонетика и
обучение
чтению
и
письму
Грамматика

Говорение,
слушание и
речевой
этикет

9

Человек
(Внешность.
Характер)

5

10

Человек
(Профессии)

5

Вопросительные местоимения: чей, чья, чьё,
чьи?
Говорение
Работа по сюжетной картинке/фотографии.
Диалоги.
Игровые коммуникативные задания.
Слушание.
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Алфавит. Соотношение звуков и букв (Ь,
Я[a], Ю[у]). Фонетические упражнения
Постановка правильного ударения. ИК-1,
ИК-2
Притяжательные местоимения мой, твой,
наш, ваш, мои, твои, наши, ваши.
Согласование притяжательных
местоимений с существительными.
Как твоя фамилия? Моя фамилия...
Конструкция: У меня есть...
Говорение
Работа по сюжетной картинке/фотографии.
Диалоги.
Игровые коммуникативные задания.
Слушание.
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Алфавит. Соотношение звуков и букв (Ё[о],
Ч[ч], Э[э], Ц[ц]).
Фонетические упражнения

Фонетика и
обучение
чтению
и
письму
Грамматика
Имя существительное.
Единственное и множественное число
имени существительного. Для запоминания:
ребёнок – дети, мать – матери, брат –
братья, сын – сыновья, дочь – дочери,
сестра – сёстры.
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.
Слушание
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Фонетика и Соотношение звуков и букв. Ф[ф] Щ [щ]
обучение
Буквы Ъ, Ь

11

Человек (Части 5
тела. Здоровье)

12

Время
года 5
(Погода.
Что
мы носим)

13

Время
(Как
играем)

года. 5
мы

чтению
и Фонетические упражнения.
письму
Грамматика
Глагол. Инфинитив. Настоящее время
глагола.
Личные окончания глагола. Глаголы
рисовать, говорить.
Рисуй! Рисуйте! Говори! Говорите!
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.
Слушание
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Фонетика и Особенности произношения гласных и
обучение
согласных звуков русского языка.
чтению
и Слог – слово. Ритмика. Интонация.
письму
Грамматика
Наречия образа действия.
Конструкции:
Я рисую хорошо/плохо, аккуратно.
Я слушаю внимательно.
Я говорю громко/тихо.
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.
Слушание
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Фонетика и Гласные буквы (а, и, о, ы, у, э, е, ё, ю, я),
обучение
гласные звуки [а], [и], [о], [у], [ы], [э].
чтению
и Интонации
повествовательные,
письму
вопросительные,
восклицательные.
Упражнение
на
примерах
одного
предложения
Грамматика
Имя существительное.
Предложный падеж – места (где?).
Наречия места: справа, слева, наверху,
внизу.
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.
Слушание.
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Фонетика и Трудности в произношении [Ы] и [И]
обучение
(пышка – пишка, арбузы–арбузи).
чтению
и Определение ударного и безударного слога
письму
в слове.
Выделение ударных гласных.

Грамматика

14

Животный мир 5
(Домашние
животные и их
детёныши)

15

Животный мир 5
(Дикие
животные и их
детеныши. Кто
где живет?)

16

Растительный
5
мир (Дикие и
культурные
растения. Что
где растет?)

Имя прилагательное.
Согласование
прилагательных
с
существительными в роде, числе и падеже
(в начальной форме: им. п. ед. ч.).
Какой? Какая? Какое? Новый стол (он).
Новая полка (она). Новое зеркало (оно).
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.
Слушание
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Фонетика и Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после
обучение
гласных. Фонетические упражнения
чтению
и
письму
Грамматика
Глагол жить. Глагол находиться.
Настоящее время глагола. Формы лица,
числа, рода. Личные окончания глагола.
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.
Слушание
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Фонетика и Характеристика согласных звуков. Звонкие
обучение
и
глухие
согласные.
Практические
чтению
и упражнения
письму
Грамматика
Глагол жить.
Где ты живёшь? Я живу в большом доме.
Я живу на улице Бебеля.
Мой адрес.
Наречия места: далеко, близко, недалеко,
напротив.
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.
Слушание.
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Фонетика и Парные звонкие и глухие согласные.
обучение
Различие в произношении. Фонетические
чтению
и упражнения.
письму
Грамматика
Глаголы движения: ехать, проехать,
доехать, перейти, повернуть, идти
пешком.
Наречия места: вперёд, назад, налево,

Говорение,
слушание и
речевой
этикет

17

Мы на природе 5
(Занятия.
Правила
поведения)

Фонетика
обучение
чтению
письму

и
и

Грамматика

Говорение,
слушание и
речевой
этикет

18

Питание (Я за 5
столом. Что и
когда мы едим)

19

В
магазине 5
«Продукты»

направо.
Доехать на автобусе, троллейбусе, метро.
Предикативные наречия с модальными
значениями возможности, необходимости,
долженствования (нужно, можно, нельзя,
надо).
Говорение
Работа по сюжетной картинке/фотографии.
Диалоги.
Игровые коммуникативные задания.
Слушание
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Парные звонкие и глухие согласные.
Различие в произношении звонких и глухих
согласных.
Фонетические упражнения. Трудности
фонетики.
Москва – столица России.
Конструкция: Мне нравится...
Мне нравится Москва. Мне нравится
Кремль.Мне нравится Красная площадь.
Говорение
Работа по сюжетной картинке/фотографии.
Диалоги.
Игровые коммуникативные задания.
Слушание
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Характеристика
твердых
и
мягких
согласных
звуков.Фонетические
упражнения. ИК–1, ИК–2, ИК–3

Фонетика и
обучение
чтению
и
письму
Грамматика
Дни недели, вчера, сегодня,завтра.
Утро, день, вечер, ночь. Утром, днём,
вечером, ночью.
Понятие о времени глагола.
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.
Слушание
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Фонетика и Всегда мягкие согласные звуки: [й], [ч], [щ].
обучение
Практические упражнения в произношении.
чтению
и
письму
Грамматика
Имя прилагательное.
Красивый, умный, спокойный весёлый,
грустный (человек, взгляд, характер,
настроение).

Говорение,
слушание и
речевой
этикет

20

В
магазине 5
«Одежда
и
обувь»

Фонетика
обучение
чтению
письму

и
и

Грамматика
Говорение,
слушание и
речевой
этикет

21

Время
года 5
(Погода.
Что мы носим)

22

Время
года 5
(Игры в разное
время года)

Имя
существительное.
Творительный
падеж.
Я хочу стать (кем?) лётчиком.
Предикативные наречия с модальными
значениями возможности, необходимости,
долженствования (нужно,можно, нельзя,
надо) / (нельзя ссориться, грубить,
кричать, бросать мусор – нужно помогать
друг другу, не бросать в беде).
Говорение
Работа по сюжетной картинке/фотографии.
Диалоги.
Игровые коммуникативные задания.
Слушание
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Всегда твердые согласные: ж, ш, ц
звуки: [ж] [ш] [ц]. Особенность
произношения твердых и мягких согласных
звуков. Упражнение в произношении
мягких и твёрдых согласных.
Имя существительное.
Глагол.
Говорение
Работа по сюжетной картинке/фотографии.
Диалоги.
Игровые коммуникативные задания.
Слушание
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.

Фонетика и Упражнения на различение звука на слух,
обучение
на узнавание слов с определённым звуком
чтению
и на развитие артикуляционного аппарата и
письму
фонематического слуха.
Грамматика
Имя существительное.
Категория рода. Наречие.
Лето – жарко; осень – холодно, прохладно;
Зима – холодно, морозно; весна – тепло.
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.
Слушание.
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Фонетика и Упражнения на постановку правильного
обучение
ударения.
чтению
и Интонационная конструкция
письму
ИК–1; ИК–5.
Грамматика
Глагол.
Настоящее, прошедшее и будущее время

23

Спорт

5

24

Праздники
(Календарь)

5

25

Школьные
праздники

5

26

Итоговое

2

глагола.
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.
Слушание.
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Фонетика и Трудности
русской
фонетики.
обучение
Фонетические
упражнения.
Ритмика.
чтению
и Ударение.
письму
Выразительные интонации.
Грамматика
Существительные с суффиксами (-онок-, ёнок-), называющие детёнышей животных.
Имя существительное.
Категория рода.
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.
Слушание
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Фонетика и Упражнения на постановку правильного
обучение
ударения.
чтению
и Выразительные интонации.
письму
Грамматика
Имя существительное.
Предложный падеж места.
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.
Слушание
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Фонетика и Упражнения на постановку правильного
обучение
ударения.
чтению
и Выразительные интонации.
письму
Грамматика
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Категория рода.
Цвета.
Говорение,
Говорение
слушание и Работа по сюжетной картинке/фотографии.
речевой
Диалоги.
этикет
Игровые коммуникативные задания.
Слушание
Прослушивание
текста.
Выполнение
задания по прослушанному тексту.
Фонетика и Тестирование по КИМам ФИПИ

тестирование

ИТОГО

обучение
чтению
и
письму
Грамматика
Говорение,
слушание и
речевой
этикет
127

Раздел 3. «Формы аттестации и оценочные материалы»
Тестирование на знание русского языка, достаточное для освоения
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования, иностранных граждан и лиц без гражданства (КИМ на
сайте ФИПИ: https://fipi.ru/inostr-exam/inostr-exam-deti )
Раздел 4. «Организационно-педагогические условия реализации
программы»
Документы, определяющие содержание программы
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
04.03.2025 № 170 «Об утверждении Порядка проведения в государственной
или муниципальной общеобразовательной организации тестирования на
знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
иностранных граждан и лиц без гражданства» (зарегистрирован Минюстом
России
14.03.2025
№
81552).
Режим
доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411563589/ (дата обращения –
04.10.2025)
2. Приложение к Порядку проведения в государственной или
муниципальной общеобразовательной организации тестирования на знание
русского языка, достаточное для освоения образовательных программ
начального, основного общего и среднего общего образования, иностранных
граждан и лиц без гражданства, утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 4 марта 2025 г. № 170. Режим
доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411563589/
(дата
обращения – 04.10.2025)
3. Спецификация диагностических материалов для проведения
тестирования на знание русского языка иностранных граждан и лиц без
гражданства, поступающих в 1 класс (подготовлена федеральным
государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный
институт педагогических измерений») Федеральная служба по надзору в
сфере образования и науки. 2025. Режим доступа: https://fipi.ru/inostr–
exam/inostr–exam–deti (дата обращения – 04.10.2025)
4. Демонстрационный вариант диагностических материалов для
проведения тестирования на знание русского языка иностранных граждан и
лиц без гражданства, поступающих в 1 класс (подготовлен федеральным
государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный
институт педагогических измерений») Федеральная служба по надзору в
сфере образования и науки. 2025.Режим доступа: https://fipi.ru/inostr–
exam/inostr–exam–deti (дата обращения – 04.10.2025)

Учебные пособия для детей:
1. Учебно-методический комплект «Русский язык: от ступени к
ступени». В шести книгах. / Какорина Е.В., Костылёва Л.В., Савченко Т.В.,
Синёва О.В., Шорина Т.А. М.: ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера, 2014.
2. Рабочие тетради:
Для Ступени 2
Какорина, Е. В. Уроки по русской грамматике для инофонов:
практикум для учащихся (часть 1): учебно-методические материалы в 2-х кн.
Кн.1. / Е. В. Какорина, Министерство общего и профессионального
образования
Свердловской
области,
Государственное
автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
профессионального
образования Свердловской области «Институт развития образования»: ГАОУ
ДПО СО «ИРО», 2018. – 84 с.
Для Ступени 3
Какорина, Е. В. Уроки по русской грамматике для инофонов:
практикум для учащихся (часть 1): учебно-методические материалы в 2-х кн.
Кн. 2. / Е. В. Какорина, Министерство общего и профессионального
образования
Свердловской
области,
Государственное
автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
профессионального
образования Свердловской области «Институт развития образования»: ГАОУ
ДПО СО «ИРО», 2018. – 96 с.
Для Ступени 4
Какорина, Е. В. Уроки по русской грамматике для инофонов:
практикум для учащихся (часть 2): учебно-методические материалы /
Министерство общего и профессионального образования Свердловской
области, Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования», Кафедра филологического образования /
Е. В. Какорина. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. – 92 с.
3. Использование метапредметных связей при обучении русскому
языку как неродному/иностранному: методическое пособие / Н. С.
Брусиловская, Е. В. Какорина, Т. В. Савченко; Министерство общего и
профессионального образования Свердловской области Государственное
автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
профессионального образования Свердловской области «Институт развития
образования», Кафедра филологического образования. – Екатеринбург:
ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 156 с.

Учебные пособия для педагогов:
1. Аникина М.Н. Начинаем изучать русский. В Россию с любовью.
Учебное пособие по русскому языку. / М.Н. Аникина – М. : Рус. яз. Курсы,
2004 – 143 с.
2. Булгакова Л.Н. Мои друзья падежи. Грамматика в диалогах / Л.Н.
Булгакова, И.В. Захаренко, В.В. Красных. – М. : Рус. яз. Курсы, 2002. – 214 с.
3. Глазунова О. И. Давайте говорить по-русски : учебное пособие по
русскому языку для иностранцев / О. И. Глазунова. – СПб. : Златоуст, 2020. –
352 c.
4. Говорим по-русски без переводчика: Интенсивный курс по
развитию навыков речи / отв. ред. Л.С. Крючкова, Л.А. Дунаева. – М. :
Флинта. – 2022. – 176 с.
5. Какорина Е.В. Методика преподавания русского языка как
неродного/иностранного: методическое пособие. Ч. 1,2 / Е.В. Какорина;
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования Свердловской области «Институт развития
образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016.
6. Какорина Е.В. Методика преподавания русского языка как
неродного/иностранного: методическое пособие. Лексика и грамматика.
Работа с текстом / Е.В. Какорина; Государственное автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
профессионального
образования Свердловской области «Институт развития образования». –
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016.
7. Максимова А.Л. 10 уроков русского речевого этикета / А.Л.
Максимова. – СПб. : Златоуст, 2020. – 104 с.
8. Смирнова Н.Л. Формирование этнокультурной компетентности при
обращении к мультипликации при обучении русскому языку как неродному.
Методические рекомендации / Н.Л. Смирнова; Государственное автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
профессионального
образования Свердловской области «Институт развития образования». –
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. 33 с.
9. Учебная грамматика русского языка: базовый курс / Т.М.
Дорофеева, М.Н. Лебедева. – М. : Рус. яз. Курсы, 2002. – 279 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».